Рабочая программа СОО ФГОС МХК 10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочие программы составлены на основе:
- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования»;
- программы Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» (базовый уровень): учебник для : среднее общее
образование/ Л.Г. Емохонова.-М.: Издательский центр «Академия» , 2020.-240с .
Программы рассчитаны:
10 класс – 18 часов (0,5 ч. В неделю)
11 – класс – 18 часов (0,5ч. В неделю)
Программа по Мировой художественной культуре составлена на основе Государственного стандарта среднего
(полного) образования (базовый уровень) с учетом рекомендаций примерных программ.
1.Планируемые результаты
Изучение мировой художественной культуры в средней школе направлено на достижение следующих целей:
развитие духовно-нравственной личности, уважающей культурные традиции народов России и других стран мира;
воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства;
развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей,
направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее
значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;

овладение умениями анализировать произведения искусства и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной
культурной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в
образовательном учреждении, реализующем программы начального и основного общего образования на уроках
изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой
художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого
человека.
Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а
восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить
её потенциал, уникальность и значимость.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером
самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия,
запечатлённые в ярких образах.
Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую
человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие
восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель)
учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими
элементарных приёмов анализа произведений искусства.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до
культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант
эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные
черты целых эпох и культурных ареалов.
Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность
по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
1.1 Личностные результаты освоения учебного предмета.
Выпускник научится:

• проявлять эстетическое чувство в эмоционально- ценностном отношении к искусству и жизни;
• реализовывать творческий потенциал в процессе коллективной (или индивидуальной) художественноэстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов.
• смогут оценивать свои художественно-творческие возможности, а также обретут навыки ведения диалога и четкой
аргументации своей позиции.
• проявлять толерантность в совместной деятельности.
• организовывать свою творческую деятельность, определять её цели и задачи,
• выбирать
• применять на практике способы достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного
явления
• Участвовать в художественной жизни класса и школы.
Выпускник получит возможность научиться:
• организовывать свою творческую деятельность;
• определять её цели и задачи;
• выбирать и применять на практике способы достижения;
• мыслить образами;
• проводить сравнения и обобщения;
• выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• участвовать в художественной жизни класса и школы;
1.2. Предметные результаты
Выпускник научится:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
• классифицировать изученные объекты и явления культуры,
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников;
• воспринимать эстетические ценности, исторические. Осознавать их роль в формировании мировой культуре.
Воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место собственной
культуры;

• ориентироваться в системе художественных и нравственных ценностей, представленных в произведениях
искусства, архитерктуры;
• делать выводы и умозаключения;
Выпускник получит возможность научиться:
• ставить новые цели;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров;
• планировать достижение целей; ставить целевые приоритеты;
1.3 Метапредметные результаты
Выпускник научится:
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и
навыки в каком-либо виде художественной деятельности;
• решать творческие проблемы;
• действовать самостоятельно при исполнении учебных, творческих задач;
• работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей;
• проводить эксперимент и наблюдения под руководством учителя.
Выпускник получит возможность научиться:
• применять освоенные способы деятельности при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
• сравнивать, анализировать и устанавливать связи между явлениями мировой культуры;
• работать с разными источниками информации;
• стремиться к самостоятельному общению с искусством;
• художественному самообразованию;
•развивать культурно-познавательную, коммуникативная и социально-эстетическую компетентности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 КЛАСС (18 ЧАСОВ)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3 ЧАСА)
Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние
образы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал
как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия — воспроизведение первичного мифа. Ритуал,
посвященный Осирису. «Великий выход» — обряд воскрешения Осириса. Славянские земледельческие обряды. Святки.
Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне
Несмеяне. Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в
первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геометрический
орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (15 ЧАСОВ)
Месопотамия (1 час)
Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты Этте-менигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный
кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне.
Реализм образов живой природы — специфика месопотамского изобразительного искусства.
Древний Египет (2 часа)
Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного
самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как
гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в
Долине царей.
Древняя Индия (2 часа)
Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и
священной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и
божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в
Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.
Древняя Америка (1 час)
Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане — прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в
Паленке.
Крито-микенская культура (1 час)

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский Лабиринт
царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.
Древняя Греция (4 часа)
Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней
Греции. Парфенон — образец высокой классики. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм
Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической,
идеологической, эстетической программы афинского Акрополя. Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до
поздней классики. Куросы и коры. Статуя Дорифора — образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия
— вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. Синтез восточных и античных
традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия
и натурализм скульптурного декора. Пергамский алтарь.
Древний Рим (2 часа)
Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей,
Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика — основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического
поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Август, Константин Великий.
Раннехристианское искусство (2 час)
Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 10 класс (18 часов)
№

Тема

Количество
часов

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 10 класс (18 часов)
1
2

Художественная культура ПЕРВОБЫТНОГО МИРА
Художественная культура ДРЕВНЕГО МИРА

3
15

ИТОГО

18

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10 КЛАСС»
Учебно-методический комплект «Мировая художественная культура. 10 класс» состоит из учебника, рабочей
тетради и CD с иллюстрациями и отрывками музыкальных произведений. Учебник написан на основе авторской программы Л.Г. Емохоновой, опирающейся на содержательную часть Государственного стандарта общего образования и
инвариантную часть примерной (рабочей) программы.
Курс по МХК носит обобщающий характер и учитывает знания, полученные школьниками на предыдущих этапах
изучения изобразительного искусства и музыки в средней школе. В связи с этим акцент в новом учебнике делается на
главной идее культурного развития в каждом культурном ареале. Известно, что культуры и ментальности зависят от
того, как понимается тем или иным народом происхождение мира, богов, людей, иными словами, его мифологическое
бессознательное. Превращение хаоса в космос мыслится либо как результат творческого акта демиурга (творение), либо
как результат смены поколений богов (генезис). Поэтому, поставив во главу угла космогонический миф, нашедший
отзвук в архитектуре храмов и их декоре, автор в доступной форме показывает специфику национального менталитета,
понимание которого способствует толерантному отношению учащихся к представителям иных культур и правильности
собственного позиционирования в современном мире, а в целом росту их компетентностей.
Учитывая, что основу всякого культурного развития составляют мифологические концепции мира, понятия мифа,
магии, ритуала, первообраза рассматриваются в учебнике на ярких образных примерах, что облегчает усвоение этих
сложных понятий. Поскольку древнейший пласт культуры характеризуется тесной связью искусства и мифологии,
акцент сделан на памятниках, наглядно демонстрирующих эту связь.
Познавательная деятельность учащихся в предлагаемом учебном курсе строится на развитии умений
самостоятельно осваивать текст учебника, оценивать и сопоставлять феномены культуры, устанавливать между ними
несложные связи, определять и обосновывать собственное отношение к произведениям искусства.
В учебнике осуществлен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для изучаемых эпох, причем
каждому памятнику дается смысловая и эстетическая оценка, что на страницах учебных изданий по искусству
встречалось крайне редко. Архитектурные сооружения, к примеру византийский крестово-купольный храм и

западноевропейская базилика, рассматриваются, во-первых, с точки зрения воплощения основной идеи культурного
развития в регионе. Во-вторых — с точки зрения их космической, топографической, временной символики в контексте
религиозной (христианской) традиции. В-третьих — с точки зрения характерных декоративных средств оформления
внутреннего пространства (мозаика, фреска, скульптура, иконы, витражи).
При знакомстве с произведениями изобразительного искусства значительное внимание уделяется раскрытию
содержания и смысла традиционных сюжетов, что дает возможность приобщиться к древним мифам, ветхозаветным
легендам, евангельским и историческим событиям. Анализ произведения предполагает также обязательное изучение
основ иконографии, особенностей композиции и колорита.
В рамках каждого исторического стиля предусматривается знакомство с музыкой, позволяющей более тонко
прочувствовать атмосферу времени, осознать специфику эпохи и культурных ареалов. Разбор наиболее типичных для
стиля музыкальных произведений сопровождается прослушиванием отрывков, включенных в CD, что является одним из
ноу-хау базового курса.
Правильно выполнить задания поможет перечень иллюстраций в конце рабочей тетради, где наряду с именами
художников и названиями памятников указаны вид искусства, к которому они относятся, время их создания и
местонахождение.
Формы и средства контроля
Тестирование, проведение контрольных работ, устных и письменных зачетов, написание сочинения (эссе), участие в
различных конкурсах.

Рабочая программа 11 класс «Мировая художественная культура» 18 часов
(0,5 ч. неделю)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 ЧАСОВ)

Византия и Древняя Русь (7 часов)
Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Св. Софии в Константинополе.
Архитектурная символика крестово-купольного храма. Порядок размещения декора. Космическая, топографическая,
временная символика крестово-купольного храма и его стилистическое многообразие. Византийский стиль: собор Св.
Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная
школа: церковь Спаса Преображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в
Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. Византийский стиль в иконописи.
Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля. Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас
Звенигородского чина. Икона Рублева «Троица» — символ национального единения русских земель. Эволюция
московской архитектурной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спа-со-Андроникова монастыря.
Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Грановитая палата.
Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в
Коломенском. Дионисий. Фресковые росписи на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово.
Знаменный распев.
Западная Европа (4 часа)
Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Архитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла
Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый декор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни
человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство СенПьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне. Готический храм — образ
мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор
Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал. Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности
готики. Франция: собор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия:
собор Санкт-Петер в Кёльне, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вестминстерского аббатства в Лондоне.
Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.
Новое искусство — Арс нова (3 часа)

Протореннесанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе.
Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в
Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на
пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арс нова. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь
«Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (4 ЧАСА)
Китай (1 час)
Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в Пекине — пример сплава мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая.
Япония (1 час)
Культ природы — кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философскорелигиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото.
Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.
Ближний Восток (2 часа)
Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть в Кордове. Купольная Голубая мечеть в
Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 11 класс (18 часов)

№

Тема

Количество
часов

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 11 класс (18 часов)
Художественная культура СРЕДНИХ ВЕКОВ
Художественная культура Дальнего и Ближнего
Востока в Средние века
ИТОГО
3
4

14
4
18

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 11 КЛАСС»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Учебно-методический комплект «Мировая художественная культура. 11 класс» (базовый уровень) состоит из учебника,
рабочей тетради и CD с иллюстрациями и отрывками музыкальных произведений. Учебник написан на основе авторской
программы Л.Г. Емохоновой, опирающейся на содержательную часть Государственного стандарта общего образования
и инвариантную часть примерной (рабочей) программы.
Учитывая, что основу всякого культурного развития составляют мифологические концепции мира, понятия мифа, магии,
ритуала, первообраза рассматриваются в учебнике на ярких образных примерах, что облегчает усвоение этих сложных
понятий. Поскольку древнейший пласт культуры характеризуется тесной связью искусства и мифологии, акцент сделан
на памятниках, наглядно демонстрирующих эту связь.
Территориальный принцип распределения материала дает возможность осознать ту систему координат, в которой каждый народ воспринимает окружающий мир. Для получения предельно полной картины культурного развития отобраны
наиболее значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Китай, Япония. В Африке — Египет. В Америке —
Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Турция. Важной особенностью учебника является

включение русской культуры в контекст культуры мировой, что позволяет по достоинству оценить ее масштаб и
значимость.
Особенности европейской культуры Средних веков — Византии, Древней Руси, Западной Европы, связанные со
спецификой европейского эгоцентризма, впервые на базовом уровне последовательно рассматриваются сквозь призму
стиля. При этом под стилем подразумевается единая образная система, общность средств и приемов художественной
выразительности, обусловленных единством идейного содержания. Материал учебника распределен по темам так,
чтобы, начиная с периода раннего христианства, формировалась стройная и максимально полная картина становления,
развития и смены основных исторических стилей.
Наряду с территориальным принципом структурирования материала учитывается логика исторического линейного развития от первобытности до постмодернизма, дающая основу для сравнительного анализа и «межвременного диалога»
различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов.
При подборе и распределении материала в учебнике задействован новый принцип преподавания мировой
художественной культуры, зафиксированный Стандартом и Методическим письмом, — принцип культурных доминант.
Он позволяет, не увлекаясь перечислением памятников и имен, создавать целостный образ эпохи. Внимание уделяется
одному-двум памятникам архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра определенного стиля
или творчеству одного мастера, что позволяет тем не менее понять культурные доминанты эпохи, мировоззренческие
особенности и художественные идеи времени.
Отдельно рассматривается культура Дальнего Востока (Китай, Япония) и арабо-мусульманская культура с акцентом на
ключевую идею культурного развития в этих регионах.
Познавательная деятельность учащихся в предлагаемом учебном курсе строится на развитии умений самостоятельно осваивать текст учебника, оценивать и сопоставлять феномены культуры, устанавливать между ними несложные связи,
определять и обосновывать собственное отношение к мировой культуре.
Формы и средства контроля
Тестирование, проведение контрольных работ, устных и письменных зачетов, написание сочинения (эссе), участие в
различных конкурсах.


Наверх

Неделя БДД

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».