МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования ГО Дегтярск МБВСОУ "ВСОШ №4" ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса «Технология» для 10-11 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской программой общеобразовательных учреждений ТЕХНОЛОГИЯ базовый уровень 10-11 классов», под редакцией В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш -6е изд. Стереотип.-М.:Вента-Граф, 2020-208с. Программа рассчитана в 10 классах на 36 часа из расчета 1 час в неделю. По учебному плану на изучения предмета технологии отводится 1 час в неделю. По учебному плану школы на предмет технология отводится в 10 классе 36 часов, в 11 классе -36 часов Согласно годовому календарному графику МБВСОУ «ВСОШ №4» 2024-2023 учебный год фактических рабочих часов в 10 классе на 36 часа, в 11 классе 36 часов. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСОВ Программы содержат систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов: 1.1. Личностные результаты: • Овладение на уровне среднего общего образования законченной системы технологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; • Потребности в самореализации в творческой трудовой деятельности; 1.2. Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД (универсальные учебные действия): Личностные УУД • Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности • Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; • Готовности к принятию самостоятельных решений, построению и реализации жизненных планов, осознанному выбору профессии; социальной мобильности; • Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; • осознанный выбор и построение дальнейшей образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; Регулятивные УУД • Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью; • Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; Познавательные УУД • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; • Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации; • виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; Коммуникативные УУД • Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом; 1.3. Предметные результаты • Образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей; • Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; • овладение средствами и формами графического отображения процессов, правилами выполнения графической документации; методами технической, технологической и инструктивной информации; • документирование результатов труда и проектной себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг 2. Состав УМК Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. / Под ред. В. Д. Симоненко — М.: “Просвещение”, 2006, стр.13-14. Технология: Учебник для учащихся 10 класса базовый уровень / Под редакцией В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2020г. Профильный курс “Машинопись и основы делопроизводства” (Технология, профильная подготовка). 9-11 классы / сост. Н. К. Лебедянцева. —Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. Технология: Учебник для учащихся 10-11 класса базовый уровень / Под редакцией В. Д. Симоненко. — М.: ВентанаГраф, 2020г. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 3. Содержание учебного предмета «Технология» 10-й класс (1ч в неделю, всего 36 ч) РАЗДЕЛ 1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ (12ч) 1. Особенности современного проектирования. Особенности современного проектирования. Технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Ответственность современного дизайнера перед обществом. Значение эстетического фактора в проектировании. Законы художественного конструирования. Экспертиза и оценка изделия. Практические работы. Экспертиза ученического рабочего места 2. Алгоритм проектирования. Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия по коррекции проекта. 3. Методы решения творческих задач. Понятия «творчество», «творческий процесс». Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Логические и эвристические методы решения задач Практические работы. Решение творческих задач. Тестирование на креативность. 4.Как ускорить процесс решения. Метод мозговой атаки, метод обратной мозговой атаки, метод контрольных вопросов, синектика, методы фокальных объектов и др. Практические работы. Решение творческих задач. 5. Дизайн отвечает потребностям. Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Методы выявления общественной потребности. Значение понятия «дизайн». Значение дизайна в проектировании. Эргономика, техническая эстетика, дизайн среды. Практические работы. Алгоритм дизайна. 6. Защита интеллектуальной собственности. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания. 7. Мысленное построение нового изделия. Проект. Постановка целей и изыскание средств для проектирования. Научный подход в проектировании изделий. Материализация проекта. Дизайнерский подход. Покупательский спрос. Бизнес-план. Проектная документация. Презентация проектов. Практические работы. Материализация проекта РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (9ч,) 1. Технология и техносфера. Роль технологии в жизни человека. Понятия «технология» и «технологическая культура». Виды промышленных технологий. Технологические уклады. Связь технологий с наукой, техникой и производством. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. 2. Технологии электроэнергетики. Производственные задачи. Энергетика. Тепловые электростанции. Гидроэлектростанции. Атомные электростанции. Проблемы и перспективы. Альтернативные (нетрадиционные) источники электрической энергии. Солнечная энергия и солнечные электростанции. Энергия ветра. Энергия приливов. Геотермальная энергия. 3. Технологии индустриального производства. Промышленный переворот. Машиностроение. Машины. Основные узлы машин. Виды машин. Индустриальное производство. Технологии индустриального производства. Технологический процесс индустриального производства. 4. Технологии производства сельскохозяйственной продукции. Технологии земледелия и растениеводства. Классификация технологий земледелия. Отрасли современного растениеводства. Животноводство. Агропромышленный комплекс (АПК). Практические работы. Составление почвенной карты (пришкольной территории) 5. Технологии лёгкой промышленности и пищевых производств. Лёгкая промышленность. Подотрасли лёгкой промышленности. Текстильная промышленность. Пищевая промышленность. Группы отраслей пищевой промышленности. Деление групп предприятий пищевой промышленности на различные производства. Обработка пищевого сырья. Переработка продуктов животноводства. Рыбная промышленность. Плодоовощная промышленность. Технологический цикл в пищевой промышленности. 6. Природоохранные технологии. Экологический мониторинг. Основные направленияохраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Переработка бытового мусораи промышленных отходов. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Оборотное водоснабжение Практические работы. Подготовка сообщения о технологии производства сахара и кондитерских изделий. Уборка мусора на пришкольной территории. 7. Перспективные направления развития современных технологий. Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологии и их применение. Лучевые технологии. Ультразвуковые технологии. Технологии послойного прототипирования. Нанотехнологии. Практические работы. Современные электротехнологии. Подготовка и проведение презентации с описанием новых перспективных технологий. 8. Новые принципы организации труда. Пути развития современного индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное(поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Автоматизация производства на основе информационных технологий. Понятия «автомат» и «автоматика». Практические работы. Автоматизация технологических процессов. РАЗДЕЛ 3 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ИКАРЬЕРА (15 ЧАСОВ) 1. Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства. 2. Нормирование оплаты труда. 3. Культура труда и профессиональная этика. 4. Профессиональное становление личности. 5. Подготовка к профессиональной деятельности РАЗДЕЛ 4 ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (1ЧАС) 1. Резерв (1час) Тематический план курса (по количеству часов) № п/п Разделы, темы 10 класс ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ 1 Кол-во часов 36 12 Особенности современного проектирования Алгоритм проектирования 2 2 Методы решения творческих задач 2 Как ускорить процесс решения творческих задач 2 Дизайн отвечает потребностям 2 Защита интеллектуальной собственности 1 Мысленное построение нового изделия 1 2 3 4 5 6 7 Технологии в современном мире 9 8 Технологии и техносфера Технологии электроэнергетики 1 9 10 Технологии индустриального производства Технологии производства сельского хозяйства 11 12 Технологии легкой промышленности и пищевых производств 1 1 11 13 Природоохранные технологии 1 14 Перспективные направления развития современных технологий 1 15 Новые принципы организации современного производства 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства 1 15 4 16 17 Нормирование и оплата труды 2 18 Культура труда и профессиональная этика 19 Профессиональное становление личности 2 2 20 Подготовка к профессиональной деятельности 21 Трудоустройство с чего начать 3 2 22 1 ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 23 1 Резерв 36 Итого Учебно-тематическое планирование. 11 класс (36 часов) Технология. Кол- во В том числе: часов теория практика 12часов 6 2 Разделы, темы. Раздел 1 Производство, труд и технологии. 1. 2. 3. 4. 5. Организация производства. Структура современного производства Нормирование и оплата труда. Научная организация труда Зачет по разделу « Производство, труд и технологии» Раздел II услуг. Технология проектирования и создания материальных 3 3 3 2 1 2 2 1 объектов и 12часов 10 1 1 1 2 1. 2. 3. 4. 5. 6. Функционально – стоимостный анализ. Основные закономерности развития искусственных систем Защита интеллектуальной собственности. Презентация результатов проектной деятельности. Контрольная работа по разделу « Технология проектирования» Профессиональное самоопределение. Тестирование. 4 2 2 2 1 1 1 Раздел III Профессиональное самоопределение и карьера. 8часов 8 1. Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования. 4 3 2. Планирование профессиональной карьеры. 4 3 4часа 2 Раздел IV Творческая проектная деятельность. Содержание курса технологии в 11 классе. 1 1 1 1 1 1 2 Производство, труд и технологии. Организация производства. Структура современного производства Основные теоретические сведения: Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества. Практические работы: анализ региональной структуры производственной сферы; анализ форм разделения труда в организации; анализ требований к образовательному уровню и квалификации работников; описание целей деятельности, особенностей производства и характера продукции ближайших предприятий; составление схем структур предприятия и органов управления. Нормирование и оплата труда Основные теоретические сведения: Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процесса производства. Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства; повременная оплата, сдельная, сдельно – премиальная, аккордно – премиальная форма оплаты труда; контрактные формы найма и оплаты труда. Практические работы: установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения; сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда; определение преимущественных областей применение различных форм оплаты труда. Научная организация труда. Основные теоретические сведения: Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации; менеджмент в деятельности организации; составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения. Формы творчества в труде. Практические работы: проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места. 3. Технология проектирования и создания материальных объектов и услуг. Функционально-стоимостный анализ. Основные теоретические сведения: цели и задачи функционально-стоимостного анализа (ФСА); ФСА как комплексный метод технического творчества; основные этапы ФСА. Практические работы: применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов. Основные закономерности развития искусственных систем. Основные теоретические сведения: понятие об искусственной системе; развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий; основные закономерности развития искусственных систем; использование закономерности развитий технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса. Практические работы: выявление противоречий в требованиях к частям искусственных систем; упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем; прогнозирование направления развития систем из ближайшего окружения школьников. Защита интеллектуальной собственности. Основные теоретические сведения: понятие интеллектуальной собственности; способы защита авторских прав; публикации; рационализаторское предложение; правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания. Практические работы: разработка различных форм защита проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец). Презентация результатов проектной деятельности. Основные теоретические сведения: определение целей презентации; выбор формы презентации; особенности восприятия вербальной и визуальной информации; организация взаимодействия участников презентации. Практические работы: подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности; компьютерная презентация. 4. Профессиональное самоопределение и карьера. Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования. Основные теоретические сведения Способы изучения рынка труда и профессий, спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг, виды профессионального образования. Практические работы: изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования; знакомство с центрами профконсультационной помощи. Планирование профессиональной карьеры. Основные теоретические сведения: пути получения образования, профессионального и служебного роста; квалификационного и служебного роста; возможности квалификационного и служебного роста; виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность; формы самопрезентации; содержание резюме. Практические работы: сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, подготовка резюме и формы самопрезентации. Учебно – методические средства обучения: Интерактивный комплекс: Интерактивная доска. Проектор. Дидактический материал: 1.Карточки контроля знаний. 2.Таблицы по темам. 3.Карточки с занимательными заданиями. 4.Презентации по темам. 5. Дополнительная литература.