обществознание 9 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе
положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы,
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а
также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции
интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности
современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных
условиях людей друг с другом, с основными институтами государства и
гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные
нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском
обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах
конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и
гражданина,
способствует
воспитанию
российской
гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности
национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания
различных источников социальной информации помогает обучающимся
освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование
метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир
культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и
утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии,
оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
 воспитание
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
 развитие
у
обучающихся
понимания
приоритетности
общенациональных
интересов,
приверженности
правовым

принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;
 развитие личности на исключительно важном этапе её социализации
– в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса
к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к
личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю;
мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;
 формирование у обучающихся целостной картины общества,
адекватной современному уровню знаний и доступной по
содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности,
социальных институтах, нормах, регулирующих общественные
отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
 владение умениями функционально грамотного человека (получать
из разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию, систематизировать, анализировать полученные
данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства);
 создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми,
финансово-экономическими и другими социальными институтами
для реализации личностного потенциала в современном динамично
развивающемся российском обществе;
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания
отношений
между
людьми
различных
национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в
семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нравственными ценностями и нормами
поведения, установленными законом; содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее количество времени составляет 36 часов,1 час в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая
организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя
политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы
правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное
устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и
гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе.
Общественно-политические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия –
демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления
и приоритеты социальной политики российского государства. Россия –
светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной
власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская
Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная
Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской
Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской
Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город
федерального значения, автономная область, автономный округ.
Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и
гражданина.
Гражданство
Российской
Федерации.
Взаимосвязь
конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской
Федерации.
Человек в системе социальных отношений.

Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей
и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой
набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные
ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и
нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения.
Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины,
проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные
проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её
улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское
движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и
карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового
образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир.
Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом
особенностей преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной
программы,
представленных
в
Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования,
а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и
человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание
основ российского права. Представленный в программе вариант
распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из
возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается
такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы
российского права» замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские
социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе
нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться
ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии
собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки
на решение практических задач социальной направленности и опыта
конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о
способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной
созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и

взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам; историческому, природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение)
и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на

основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка
на
осмысление
опыта,
наблюдений,
поступков
и
стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность
обучающихся
во
взаимодействии
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;

осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы, формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными
действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных
явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации социальных
фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких

людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении
 осваивать и применять знания о государстве, его признаках и
форме, внутренней и внешней политике, о демократии и
демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина
Российской Федерации, о формах участия граждан в политике,
выборах и референдуме, о политических партиях;
 характеризовать государство как социальный институт; принципы и
признаки демократии, демократические ценности; роль государства в
обществе на основе его функций; правовое государство;
 приводить примеры государств с различными формами правления,
государственно-территориального устройства и политическим
режимом; реализации функций государства на примере внутренней и
внешней политики России; политических партий и иных
общественных объединений граждан; законного участия граждан в
политике; связи политических потрясений и социальноэкономического кризиса в государстве;
 классифицировать современные государства по разным признакам;
элементы формы государства; типы политических партий; типы
общественно-политических организаций;
 сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
политическую власть с другими видами власти в обществе;
демократические и недемократические политические режимы,

















унитарное
и
федеративное
территориально-государственное
устройство, монархию и республику, политическую партию и
общественно-политическое движение, выборы и референдум;
устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между
человеком, обществом и государством; между правами человека и
гражданина и обязанностями граждан, связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения сущности
политики,
политической
власти,
значения
политической
деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового
государства и гражданского общества; для осмысления личного
социального опыта при исполнении социальной роли гражданина; о
роли информации и информационных технологий в современном
мире для аргументированного объяснения роли СМИ в современном
обществе и государстве;
определять и аргументировать неприемлемость всех форм
антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных
ценностей и правовых норм;
решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между
субъектами политики; выполнение социальных ролей избирателя,
члена политической партии, участника общественно-политического
движения;
овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции
Российской Федерации, других нормативных правовых актов,
учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных с
деятельностью субъектов политики, преобразовывать текстовую
информацию в таблицу или схему о функциях государства,
политических партий, формах участия граждан в политике;
искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве
и его роли в обществе: по заданию учителя выявлять
соответствующие факты из разных адаптированных источников (в
том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением
правил информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать и конкретизировать социальную информацию о
формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о
выборах и референдуме;
оценивать политическую деятельность различных субъектов
политики с точки зрения учёта в ней интересов развития общества, её

соответствия гуманистическим и демократическим ценностям:
выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в
дискуссии;
 использовать полученные
знания в практической учебной
деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в
группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в
политической сфере; а также в публичном представлении
результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией
общения, особенностями аудитории и регламентом;
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности, на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми
разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах,
исследовательские проекты.
Гражданин и государство
 осваивать и применять знания об основах конституционного строя
и организации государственной власти в Российской Федерации,
государственно-территориальном устройстве Российской Федерации,
деятельности высших органов власти и управления в Российской
Федерации; об основных направлениях внутренней политики
Российской Федерации;
 характеризовать Россию как демократическое федеративное
правовое государство с республиканской формой правления, как
социальное государство, как светское государство; статус и
полномочия Президента Российской Федерации, особенности
формирования и функции Государственной Думы и Совета
Федерации, Правительства Российской Федерации;
 приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере
жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших
органов государственной власти Российской Федерации, субъектов
Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере
культуры и образования, бюджетной и денежно-кредитной политики,
политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения
безопасности личности, общества и государства, в том числе от
терроризма и экстремизма;

















классифицировать по разным признакам (в том числе
устанавливать существенный признак классификации) полномочия
высших органов государственной власти Российской Федерации;
сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации
полномочия центральных органов государственной власти и
субъектов Российской Федерации;
устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов
политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов
Российской Федерации, между правами человека и гражданина и
обязанностями граждан;
использовать полученные знания для характеристики роли
Российской Федерации в современном мире; для объяснения
сущности проведения в отношении нашей страны международной
политики
«сдерживания»;
для
объяснения
необходимости
противодействия коррупции;
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни
и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки
зрения ценностей гражданственности и патриотизма своё отношение
к внутренней и внешней политике Российской Федерации, к
проводимой по отношению к нашей стране политике «сдерживания»;
решать познавательные и практические задачи, отражающие
процессы, явления и события в политической жизни Российской
Федерации, в международных отношениях;
систематизировать
и
конкретизировать
информацию
о
политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской
Федерации, о деятельности высших органов государственной власти,
об основных направлениях внутренней и внешней политики, об
усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и
международным терроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой
тематики: отбирать информацию об основах конституционного строя
Российской Федерации, гражданстве Российской Федерации,
конституционном статусе человека и гражданина, о полномочиях
высших органов государственной власти, местном самоуправлении и
его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации,
других нормативных правовых актов и из предложенных учителем
источников и учебных материалов, составлять на их основе план,
преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;

искать и извлекать информацию об основных направлениях
внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших
органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в
котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие
факты из публикаций СМИ с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
 анализировать,
обобщать,
систематизировать
и
конкретизировать информацию о важнейших изменениях в
российском законодательстве, о ключевых решениях высших органов
государственной власти и управления Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, соотносить её с собственными
знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
 оценивать собственные поступки и поведение других людей в
гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей
нашего общества, уважения норм российского права, выражать свою
точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
 использовать полученные знания о государстве Российская
Федерация в практической учебной деятельности (выполнять
проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в
повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских
обязанностей; публично представлять результаты своей деятельности
(в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в
соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом;
 самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ при использовании портала
государственных услуг;
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми
разных культур.
Человек в системе социальных отношений
 осваивать и применять знания о социальной структуре общества,
социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях,
социализации личности; важности семьи как базового социального
института; об этносе и нациях, этническом многообразии



















современного человечества, диалоге культур, отклоняющемся
поведении и здоровом образе жизни;
характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной
политики Российского государства;
приводить примеры различных социальных статусов, социальных
ролей, социальной политики Российского государства;
классифицировать социальные общности и группы;
сравнивать виды социальной мобильности;
устанавливать и объяснять причины существования разных
социальных групп; социальных различий и конфликтов;
использовать полученные знания для осмысления личного
социального
опыта
при
исполнении
типичных
для
несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного
объяснения социальной и личной значимости здорового образа
жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и
общества;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к разным этносам;
решать познавательные и практические задачи, отражающие
типичные
социальные
взаимодействия;
направленные
на
распознавание отклоняющегося поведения и его видов;
осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе
учебных текстов план (в том числе отражающий изученный материал
о социализации личности);
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций
СМИ и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом
единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в
модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в
текст;
анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и
статистическую социальную информацию из адаптированных
источников, учебных материалов и публикаций СМИ об
отклоняющемся поведении, его причинах и негативных
последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных
ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать
современную социальную информацию;

оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее
отношение к людям других национальностей; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения;
 использовать полученные знания в практической деятельности для
выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа
жизни;
 осуществлять
совместную деятельность с людьми другой
национальной и религиозной принадлежности на основе
веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире
 осваивать и применять знания об информационном обществе,
глобализации, глобальных проблемах;
 характеризовать сущность информационного общества; здоровый
образ
жизни;
глобализацию
как
важный
общемировой
интеграционный процесс;
 приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их
решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния
образования на возможности профессионального выбора и
карьерного роста;
 сравнивать требования к современным профессиям;
 устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
 использовать полученные знания о современном обществе для
решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих
объяснение (устное и письменное) важности здорового образа жизни,
связи здоровья и спорта в жизни человека;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к современным формам коммуникации; к здоровому
образу жизни;
 решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, связанные с волонтёрским движением;
отражающие
особенности
коммуникации
в
виртуальном
пространстве;
 осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных,
публицистических и др.) по проблемам современного общества,
глобализации; непрерывного образования; выбора профессии;
 осуществлять поиск и извлечение социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников


о глобализации и её последствиях; о роли непрерывного образования
в современном обществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1

Политика и политическая власть

3

1.2

Участие граждан в политике

3

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

8

Раздел 2. Гражданин и государство
2.1

Основы конституционного строя
Российской Федерации

2

2.2

Высшие органы публичной власти в
Российской Федерации

2

2.3

Государственно-территориальное
устройство Российской Федерации

2

2.4

Конституция Российской Федерации о
правовом статусе человека и гражданина

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

9

Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
3.1

Социальные общности и группы

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

3.2

Статусы и роли. Социализация личности.
Семья и её функции

4

3.3

Этносы и нации в современном обществе.
Социальная политика Российского
государства

3

3.4

Отклоняющееся поведение и здоровый
образ жизни

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Итого по разделу

11

Раздел 4. Человек в современном изменяющемся
мире

6

Защита проектов, итоговое повторение

6

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

36

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Политика и политическая власть

1

2

Государство — политическая
организация общества

1

3

Политические режимы

1

4

Формы политического участия.
Выборы, референдум

1

5

Политические партии, их роль в
демократическом обществе.
Общественно- политические
организации

1

6

Повторительно-обобщающий урок
по теме "Человек в политическом
измерении"

1

7

Основы конституционного строя
Российской Федерации

1

8

Основы конституционного строя
Российской Федерации

1

9

Высшие органы публичной власти
в Российской Федерации

1

10

Высшие органы публичной власти

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4652

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec47ec

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4aee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4c9c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4e68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec53c2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec575a

Библиотека ЦОК

в Российской Федерации

https://m.edsoo.ru/f5ec591c

11

Государственно- территориальное
устройство Российской Федерации

1

12

Местное самоуправление

1

13

Конституционный статус
гражданина Российской
Федерации. Гражданство
Российской Федерации

1

14

Повторительно-обощающий урок
по теме «Гражданин и
государство»

1

15

Социальная структура общества

1

16

Социальная мобильность

1

17

Социальный статус человека в
обществе

1

18

Социальные роли. Ролевой набор
подростка

1

19

Социализация личности

1

20

Семья и ее функции

1

21

Этнос и нация. Россиямногонациональное государство

1

22

Этнос и нация. Россиямногонациональное государство

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5ae8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5dcc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5f7a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6150

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec64de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec66a0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6a4c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6c40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6e0c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6fce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec7190

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec746a

23

Социальная политика Российского
государства

1

24

Отклоняющееся поведение

1

25

Повторительно-обобщающий урок
по теме "Человек в системе
социальных отношений"

1

26

Информационное общество.
Сущность глобализации

1

27

Сущность глобализации

1

28

Молодёжь — активный участник
общественной жизни

1

29

Профессиии настоящего и
будущего.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec55a2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec765e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec7a0a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec96de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec98b4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9a58

Библиотека ЦОК

1

30

Здоровый образ жизни. Мода и
спорт

31

Современные формы связи и
коммуникации: как они изменили
мир

1

32

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Человек в
политическом измерении"

1

33

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Гражданин и
государство"

1

34

Защита проектов, итоговое

1

https://m.edsoo.ru/f5ec9be8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9e54

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9fc6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca1ec

Библиотека ЦОК

повторение по теме "Человек в
системе социальных отношений"

35

36

Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Человек в
современном изменющемся мире"
Итоговая контрольная работа

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/f5eca3d6

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5eca552

1

1

36

3

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание. Учебник.
5 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2017г.
2. Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.:
Просвещение, 2017г.
3. Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л. Обществознание. Тестовые задания. 5 класс. - М.:
Просвещение, 2018г.
4. Л. Ф. Иванова. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс. - М.: Просвещение,
2014г.
5. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 6 класс.
Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2016г.
6. Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. - М.:
Просвещение, 2017г.
7. Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л. Обществознание. Тестовые задания. 6 класс. - М.:
Просвещение, 2018 г.
8. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Обществознание.
Поурочные разработки. 6 класс. - М.: Просвещение, 2018г.
9. Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебнометодическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М: ВАКО, 2009.10. 10. Н.
Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. Учебник. 7 класс. Под ред. Л. Н.
Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2018 г.
11. Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. - М.:
Просвещение, 2016 г.
12. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Поурочные
разработки. 7 класс. - М.: Просвещение, 2018г.
13. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Учебник. 8
класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2014г.
14. Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. - М.:
Просвещение, 2018г.
15. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Поурочные
разработки. 8 класс. - М.: Просвещение, 2016г.
16. Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И., Жильцова Е. И. и др. Обществознание. Учебник. 9
класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2019г.
17. Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.:
Просвещение, 2019г.
18. Коваль Т. В. Обществознание. Тестовые задания. 9 класс. - М.: Просвещение, 2018г.
19. Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. Поурочные
разработки. 9 класс. - М.: Просвещение, 2018г.
20. Л. Н. Боголюбов, Н. И. городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие
программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. - М.:
Просвещение, 2016г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др. Тесты и задания по обществознанию: 8 кл. —
М., 2007.
2. Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Лазебникова А. Ю. Рабочии тетради по курсу
«Обществознание»: 6,7,8,9 кл.— М., 2009.
3. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 9 кл.— М., 1998.
4. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н.
Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2002.
5. Итоговая аттестация по обществознанию. Основная школа.— М., 2000.
6. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание / Под ред. Л.
Н. Боголюбова.— М., 2002.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

№
п/п
1
2
3

4
5
6
7
8
9
10

Название сайта

Ссылки на сайт

Каталог электронных
образовательных ресурсов
Единое окно доступа к
образовательным ресурсам
Федеральный центр
информационно-образовательных
ресурсов для общего образования
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
Каталог образовательных ресурсов
сети интернет
ФГБУ «федеральный центр
тестирования»
Информационный портал ГИА

http://fcior.edu.ru/

Российский совет олимпиад
школьников
Российский общеобразовательный
портал
Федеральный портал «Российское
образование»

http://window.edu.ru/library?p_rubr=2.1
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/p/page.html

http://school-collection.edu.ru/
http://katalog.iot.ru/
http://www.rustest.ru/
http://gia.edu.ru/
http://www.rsr-olymp.ru/
http://www.school.edu.ru/default.asp
http://www.edu.ru/


Наверх

Неделя БДД

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».