ИСТОРИЯ 9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его
познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом
в становление личности молодого человека. История представляет собирательную
картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта.
Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает
возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и
будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие
личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных
ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и
человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и
предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории,
понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:
 формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем
мире;
 овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при
особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
 воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству –
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе
демократических ценностей современного общества;
 развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике,
взаимосвязи и взаимообусловленности;
 формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной
и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «История» в 9 классе отводится 54 часа, 1,5 часа в неделю (из них
13 часов составляет модуль «Введение в новейшую историю России»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX – НАЧАЛО ХХ в.
Введение
Европа в начале XIX в.
Провозглашение империи Наполеона I во Франции. Реформы. Законодательство.
Наполеоновские войны. Антинаполеоновские коалиции. Политика Наполеона в
завоеванных странах. Отношение населения к завоевателям: сопротивление,
сотрудничество. Поход армии Наполеона в Россию и крушение Французской империи.
Венский конгресс: цели, главные участники, решения. Создание Священного союза.
Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.: экономика,
социальные отношения, политические процессы
Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в
социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалистыутописты. Выступления рабочих. Социальные и национальные движения в странах
Европы. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений
и партий.
Политическое развитие европейских стран в 1815–1840-е гг.
Франция: Реставрация, Июльская монархия, Вторая республика. Великобритания:
борьба за парламентскую реформу; чартизм. Нарастание освободительных движений.
Освобождение Греции. Европейские революции 1830 г. и 1848–1849 гг. Возникновение и
распространение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки в середине ХIХ – начале ХХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху. «Мастерская мира». Рабочее движение.
Политические и социальные реформы. Британская колониальная империя; доминионы.
Франция. Империя Наполеона III: внутренняя и внешняя политика. Активизация
колониальной экспансии. Франко-германская война 1870–1871 гг. Парижская коммуна.
Италия. Подъем борьбы за независимость итальянских земель. К. Кавур, Дж.
Гарибальди. Образование единого государства. Король Виктор Эммануил II.
Германия. Движение за объединение германских государств. О. Бисмарк.
Северогерманский союз. Провозглашение Германской империи. Социальная политика.
Включение империи в систему внешнеполитических союзов и колониальные захваты.
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине XIX –
начале XX в. Габсбургская империя: экономическое и политическое развитие, положение
народов, национальные движения. Провозглашение дуалистической Австро-Венгерской
монархии (1867). Югославянские народы: борьба за освобождение от османского
господства. Русско-турецкая война 1877–1878 гг., ее итоги.
Соединенные Штаты Америки. Север и Юг: экономика, социальные отношения,
политическая жизнь. Проблема рабства; аболиционизм. Гражданская война (1861–1865):
причины, участники, итоги. А. Линкольн. Восстановление Юга. Промышленный рост в
конце XIX в.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце
XIX – начале ХХ в.
Завершение промышленного переворота. Вторая промышленная революция.
Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в
промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция
из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Рабочее движение и
профсоюзы. Образование социалистических партий.
Страны Латинской Америки в XIX – начале ХХ в.

Политика метрополий в латиноамериканских владениях. Колониальное общество.
Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. Ф. Д. ТуссенЛувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств. Влияние США на
страны Латинской Америки. Традиционные отношения; латифундизм. Проблемы
модернизации. Мексиканская революция 1910–1917 гг.: участники, итоги, значение.
Страны Азии в ХIХ – начале ХХ в.
Япония. Внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава. «Открытие Японии».
Реставрация Мэйдзи. Введение конституции. Модернизация в экономике и социальных
отношениях. Переход к политике завоеваний.
Китай. Империя Цин. «Опиумные войны». Восстание тайпинов. «Открытие» Китая.
Политика «самоусиления». Восстание «ихэтуаней». Революция 1911–1913 гг. Сунь Ятсен.
Османская империя. Традиционные устои и попытки проведения реформ.
Политика Танзимата. Принятие конституции. Младотурецкая революция 1908–1909 гг.
Революция 1905–1911 г. в Иране.
Индия. Колониальный режим. Индийское национальное движение. Восстание
сипаев (1857–1859). Объявление Индии владением британской короны. Политическое
развитие Индии во второй половине XIX в. Создание Индийского национального
конгресса. Б. Тилак, М.К. Ганди.
Народы Африки в ХIХ – начале ХХ в.
Завершение колониального раздела мира. Колониальные порядки и традиционные
общественные отношения в странах Африки. Выступления против колонизаторов. Англобурская война.
Развитие культуры в XIX – начале ХХ в.
Научные открытия и технические изобретения в XIX – начале ХХ в. Революция в
физике. Достижения естествознания и медицины. Развитие философии, психологии и
социологии. Распространение образования. Технический прогресс и изменения в условиях
труда и повседневной жизни людей. Художественная культура XIX – начала ХХ в.
Эволюция стилей в литературе, живописи: классицизм, романтизм, реализм.
Импрессионизм. Модернизм. Смена стилей в архитектуре. Музыкальное и театральное
искусство. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX – начале XX в.
Венская система международных отношений. Внешнеполитические интересы
великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и
колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация
борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Первая Гаагская мирная конференция (1899). Международные конфликты и войны в
конце XIX – начале ХХ в. (испано-американская война, русско-японская война,
боснийский кризис). Балканские войны.
Обобщение (1 ч). Историческое и культурное наследие XIX в.
ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX В.
Введение
Александровская эпоха: государственный либерализм
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы.
Негласный комитет. Реформы государственного управления. М. М. Сперанский.
Внешняя политика России. Война России с Францией 1805–1807 гг. Тильзитский
мир. Война со Швецией 1808–1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и
Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и
мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание
роли России в европейской политике после победы над Наполеоном и Венского
конгресса.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская
конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные
организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества.
Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая
политика в условиях политического консерватизма. Государственная регламентация
общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация
законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа
государственных крестьян П. Д. Киселева 1837–1841 гг. Официальная идеология:
«православие,
самодержавие,
народность».
Формирование
профессиональной
бюрократии.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная
Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в
Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы. Крымская война. Героическая
оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и
крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в
России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц.
Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское
самоуправление.
Общественная жизнь в 1830–1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в
формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная
идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание
теории русского социализма. А. И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского
социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт
общественных дебатов.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная
политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм,
классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век
русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись,
архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие
Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты.
Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в
усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Народы России в первой половине XIX в.
Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и
основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм).
Конфликты и сотрудничество между народами. Особенности административного
управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг.
Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Социальная и правовая модернизация страны при Александре II
Реформы 1860–1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому
обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская
и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и
развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в
правовом строе страны. Конституционный вопрос.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны.
Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877–1878 гг.
Россия на Дальнем Востоке.

Россия в 1880–1890-х гг.
«Народное самодержавие» Александра III. Идеология самобытного развития России.
Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной
стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и
самодержавие. Независимость суда. Права университетов и власть попечителей. Печать и
цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в
экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика.
Консервация аграрных отношений.
Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических
интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.
Сельское хозяйство и промышленность. Пореформенная деревня: традиции и
новации. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость
помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы
крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.
Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и
социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его
особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские
способы его решения.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской
культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта,
связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати.
Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и
массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление
национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения
российской науки. Общественная значимость художественной культуры. Литература,
живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Этнокультурный облик империи
Основные регионы и народы Российской империи и их роль в жизни страны.
Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и
религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальные движения
народов России. Взаимодействие национальных культур и народов. Национальная
политика самодержавия. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г.
Прибалтика. Еврейский вопрос. Поволжье. Северный Кавказ и Закавказье. Север, Сибирь,
Дальний Восток. Средняя Азия. Миссии Русской православной церкви и ее знаменитые
миссионеры.
Формирование гражданского общества и основные направления общественных
движений
Общественная жизнь в 1860–1890-х гг. Рост общественной самодеятельности.
Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд).
Феномен
интеллигенции.
Общественные
организации.
Благотворительность.
Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.
Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма,
марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная
мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм.
Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное
подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология
и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее
раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение
марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз
борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

Россия на пороге ХХ в.
На пороге нового века: динамика и противоречия развития. Экономический рост.
Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов.
Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия –
мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос. Демография, социальная стратификация.
Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия.
Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы
сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в
обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской
этики и культуры.
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и
национально-культурные движения.
Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке.
Русско-японская война 1904–1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма в России.
Николай II и его окружение. Деятельность В. К. Плеве на посту министра внутренних дел.
Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». Банкетная кампания.
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов.
Деятельность профессиональных революционеров. Политический терроризм.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних
городских слоев, солдат и матросов. Всероссийская октябрьская политическая стачка.
Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические
партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации
(социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики.
Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические
партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное
восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906–1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I
Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г.
Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество и власть после революции. Уроки революции: политическая стабилизация
и социальные преобразования. П. А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и
результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III
и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный
подъем.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России.
Россия в преддверии мировой катастрофы.
Серебряный век российской культуры. Новые явления в художественной литературе
и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX в.
Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и
новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского
кинематографа.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между
образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения
гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала
XX в. в мировую культуру.
Наш край в XIX – начале ХХ в.
Обобщение.
ВВЕДЕНИЕ В НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ РОССИИ

Введение
Преемственность всех этапов отечественной истории. Период Новейшей истории
страны (с 1914 г. по настоящее время). Важнейшие события, процессы ХХ — начала XXI
в.
Российская революция 1917-1922 гг.
Российская империя накануне Февральской революции 1917 г.: общенациональный
кризис.
Февральское восстание в Петрограде. Отречение Николая II. Падение монархии.
Временное правительство и Советы, их руководители. Демократизация жизни страны.
Тяготы войны и обострение внутриполитического кризиса. Угроза территориального
распада страны.
Цели и лозунги большевиков. В. И. Ленин как политический деятель. Вооружённое
восстание в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 г. Свержение Временного
правительства и взятие власти большевиками. Советское правительство (Совет народных
комиссаров) и первые преобразования большевиков. Образование РККА. Советская
национальная политика. Образование РСФСР как добровольного союза народов России.
Гражданская война как национальная трагедия. Военная интервенция. Политика
белых правительств А. В. Колчака, А. И. Деникина и П. Н. Врангеля.
Переход страны к мирной жизни. Образование СССР.
Революционные события в России глазами соотечественников и мира. Русское
зарубежье.
Влияние революционных событий на общемировые процессы XX в., историю
народов России.
Великая Отечественная война (1941—1945 гг.)
План «Барбаросса» и цели гитлеровской Германии в войне с СССР. Нападение на
СССР 22 июня 1941 г. Причины отступления Красной Армии в первые месяцы войны.
«Всё для фронта! Все для победы!»: мобилизация сил на отпор врагу и перестройка
экономики на военный лад.
Битва за Москву. Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Срыв германских
планов молниеносной войны.
Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Значение героического сопротивления
Ленинграда.
Гитлеровский план «Ост». Преступления нацистов и их пособников на территории
СССР. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Холокост. Гитлеровские
лагеря уничтожения (лагеря смерти).
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская битва.
Битва на Курской дуге.
Прорыв и снятие блокады Ленинграда. Битва за Днепр.
Массовый героизм советских людей, представителей всех народов СССР, на фронте
и в тылу. Организация борьбы в тылу врага: партизанское движение и подпольщики.
Юные герои фронта и тыла. Патриотическое служение представителей религиозных
конфессий. Вклад деятелей культуры, учёных и конструкторов в общенародную борьбу с
врагом.
Освобождение оккупированной территории СССР. Белорусская наступательная
операция (операция «Багратион») Красной Армии.
СССР и союзники. Ленд-лиз. Высадка союзников в Нормандии и открытие Второго
фронта. Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Битва за Берлин.
Безоговорочная капитуляция Германии и окончание Великой Отечественной войны.
Разгром милитаристской Японии. 3 сентября — окончание Второй мировой войны.
Источники Победы советского народа. Выдающиеся полководцы Великой
Отечественной войны. Решающая роль СССР в победе антигитлеровской коалиции.

Людские и материальные потери СССР. Всемирно-историческое значение Победы СССР
в Великой Отечественной войне
Окончание Второй мировой войны. Осуждение главных военных преступников и их
пособников (Нюрнбергский, Токийский и Хабаровский процессы).
Попытки искажения истории Второй мировой войны и роли советского народа в
победе над гитлеровской Германией и её союзниками. Конституция РФ о защите
исторической правды.
Города-герои. Дни воинской славы и памятные даты в России. Указы Президента
Российской Федерации об утверждении почётных званий «Города воинской славы»,
«Города трудовой доблести», а также других мерах, направленных на увековечивание
памяти о Великой Победе.
9 мая 1945 г. — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне
1941–1945 гг. Парад на Красной площади и праздничные шествия в честь Дня Победы.
Акции «Георгиевская ленточка» и «Бескозырка», марш «Бессмертный полк» в России и за
рубежом. Ответственность за искажение истории Второй мировой войны.
Распад СССР. Становление новой России (1992—1999 гг.)
Нарастание кризисных явлений в СССР. М.С. Горбачёв. Межнациональные
конфликты. «Парад суверенитетов». Принятие Декларации о государственном
суверенитете РСФСР.
Референдум о сохранении СССР и введении поста Президента РСФСР. Избрание
Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР.
Объявление
государственной
независимости
союзными
республиками.
Юридическое оформление распада СССР и создание Содружества Независимых
Государств (Беловежское соглашение). Россия как преемник СССР на международной
арене.
Распад СССР и его последствия для России и мира.
Становление Российской Федерации как суверенного государства (1991—1993 гг.).
Референдум по проекту Конституции России. Принятие Конституции Российской
Федерации 1993 г. и её значение.
Сложные 1990-е гг. Трудности и просчёты экономических преобразований в стране.
Совершенствование новой российской государственности. Угроза государственному
единству.
Россия на постсоветском пространстве. СНГ и Союзное государство. Значение
сохранения Россией статуса ядерной державы.
Добровольная отставка Б. Н. Ельцина.
Возрождение страны с 2000-х гг.
Российская Федерация в начале XXI века: на пути восстановления и
укрепления страны. Вступление в должность Президента РФ В. В. Путина.
Восстановление единого правового пространства страны. Экономическая интеграция на
постсоветском пространстве. Борьба с терроризмом. Укрепление Вооружённых Сил РФ.
Приоритетные национальные проекты.
Восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях.
Отношения с США и Евросоюзом.
Воссоединение Крыма с Россией. Крым в составе Российского государства в XX.
Крым в 1991—2014 г. Государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г. Декларация о
независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя (11 марта 2014 г.).
Подписание Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в
Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов.
Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. о принятии в Российскую
Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых
субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Воссоединение Крыма с Россией, его значение и международные последствия.
Российская Федерация на современном этапе. «Человеческий капитал»,
«Комфортная среда для жизни», «Экономический рост» — основные направления
национальных проектов 2019—2024 гг. Разработка семейной политики. Пропаганда
спорта и здорового образа жизни. Россия в борьбе с короновирусной пандемией.
Реализация крупных экономических проектов (строительство Крымского моста,
трубопроводов «Сила Сибири», «Северный поток» и др.). Поддержка одарённых детей в
России (образовательный центр «Сириус» и др.).
Общероссийское голосование по поправкам к Конституции России (2020 г.).
Признание Россией ДНР и ЛНР (2022 г.)
Значение исторических традиций и культурного наследия для современной России.
Воссоздание Российского исторического общества (РИО) и Российского военноисторического общества (РВИО). Исторические парки «Россия — Моя история». Военнопатриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации
«Патриот». Мемориальный парк Победы на Поклонной горе и Ржевский мемориал
Советскому Солдату. Всероссийский проект «Без срока давности». Новые
информационные ресурсы о Великой Победе.
Итоговое повторение
История родного края в годы революций и Гражданской войны.
Наши земляки — герои Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).
Наш регион в конце XX — начале XXI вв.
Трудовые достижения родного края.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся
следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие
действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы
современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания
о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте
предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого
с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной
составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей
страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и
средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и
других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности
жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории);
представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в
исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения
трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества;
представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы
профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию
в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте
адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для
конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать
исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки
исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать
события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать
выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную
задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала,
объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять
реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся
знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять
результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической
информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература,
интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды
источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и
значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических
обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей
прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и
аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и
применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических
примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения
поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные
учебные проекты по истории, в том числе – на региональном материале; определять свое
участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение
способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с
учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:

выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между
людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 называть даты (хронологические границы) важнейших событий и процессов
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.; выделять этапы
(периоды) в развитии ключевых событий и процессов;
 выявлять синхронность / асинхронность исторических процессов отечественной
и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
 определять последовательность событий отечественной и всеобщей истории XIX
– начала XX в. на основе анализа причинно-следственных связей.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
событий отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
 группировать, систематизировать факты по самостоятельно определяемому
признаку (хронологии, принадлежности к историческим процессам,
типологическим основаниям и др.);
 составлять систематические таблицы;
 определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и
по аналогии) и выводы» названы события и процессы Новейшей истории:
Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война
(1941—1945 гг.), распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х
гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.
3. Работа с исторической картой:
 выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате
значительных социально-экономических и политических событий и процессов
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
 определять на основе карты влияние географического фактора на развитие
различных сфер жизни страны (группы стран).
4. Работа с историческими источниками:
 представлять в дополнение к известным ранее видам письменных источников
особенности таких материалов, как произведения общественной мысли, газетная
публицистика, программы политических партий, статистические данные;
 определять тип и вид источника (письменного, визуального); выявлять
принадлежность источника определенному лицу, социальной группе,
общественному течению и др.;
 извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях
отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. из разных письменных,
визуальных и вещественных источников;



различать в тексте письменных источников факты и интерпретации событий
прошлого.
5. Историческое описание (реконструкция):
 представлять развернутый рассказ о ключевых событиях отечественной и
всеобщей истории XIX – начала XX в. с использованием визуальных материалов
(устно, письменно в форме короткого эссе, презентации);
 составлять развернутую характеристику исторических личностей XIX – начала
XX в. с описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе);
 составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других
странах в XIX – начале XX в., показывая изменения, происшедшие в течение
рассматриваемого периода;
 представлять описание памятников материальной и художественной культуры
изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их создании технических
и художественных приемов и др.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
 раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и
политического развития России и других стран в XIX – начале XX в.; б)
процессов модернизации в мире и России; в) масштабных социальных движений
и революций в рассматриваемый период; г) международных отношений
рассматриваемого периода и участия в них России;
 объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной
и всеобщей истории; соотносить общие понятия и факты;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей
истории XIX – начала XX в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о
причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и
следствий событий, представленное в нескольких текстах; в) определять и
объяснять свое отношение к существующим трактовкам причин и следствий
исторических событий;
 проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и
всеобщей истории XIX – начала XX в.: а) указывать повторяющиеся черты
исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия; в) раскрывать,
чем объяснялось своеобразие ситуаций в России, других странах.
 Раскрывать наиболее значимые события и процессы истории России XX - начала
XXI в.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
 сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения по спорным
вопросам отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в., объяснять, что
могло лежать в их основе;
 оценивать степень убедительности предложенных точек зрения, формулировать
и аргументировать свое мнение;
 объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую
эпоху (на примерах конкретных ситуаций, персоналий), выражать свое
отношение к ним.
8. Применение исторических знаний:
 распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе, регионе
памятники материальной и художественной культуры XIX – начала ХХ в.,
объяснять, в чем заключалось их значение для времени их создания и для
современного общества;





выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XIX – начала
ХХ в. (в том числе на региональном материале);
объяснять, в чем состоит наследие истории XIX – начала ХХ в. для России,
других стран мира, высказывать и аргументировать свое отношение к
культурному наследию в общественных обсуждениях.
осмыслить новое знание, его интерпретации и применению в различных учебных
и жизненных ситуациях с использованием исторического материала о событиях
и процессах истории России XX – начала ХХI вв.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

9 КЛАСС
Количество часов
Наименование разделов и тем
Контрольные
программы
Всего
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Всеобщая история. История Нового времени. XIХ — начало ХХ в.
1.1

Введение

1

0

0

1.2

Европа в начале XIX в.

2

0.5

0

2

0

0.5

2

0.5

0

3

0

0

1

0

0

1.3

1.4
1.5
1.6

Развитие индустриального общества в
первой половине XIX в.: экономика,
социальные отношения, политические
процессы
Политическое развитие европейских
стран в 1815—1840-е гг.
Страны Европы и Северной Америки в
середине XIX - начале XX в.
Страны Латинской Америки в XIX начале XX в.

1.7

Страны Азии в XIX - начале XX века

1

0

0

1.8

Народы Африки в ХIХ — начале ХХ в.

1

0

0

1

0

0.5

1

0.5

0

1

0.5

0.5

1.9
1.10
1.11

Развитие культуры в XIX — начале ХХ
в.
Международные отношения в XIX начале XX в.
Обобщение

Итого по разделу

16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41adc0

Раздел 2. История России. Российская империя в XIX — начале XX в.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

Введение
Александровская эпоха:
государственный либерализм
Николаевское самодержавие:
государственный консерватизм
Культурное пространство империи в
первой половине XIX в.
Народы России в первой половине XIX
в.
Социальная и правовая модернизация
страны при Александре II

1

0

0

3

0

0

2

0

0

2

0.5

0

2

0

0.5

3

0

0

2.7

Россия в 1880-1890-х гг.

2

0.5

0

2.8

Культурное пространство империи во
второй половине XIX в.

2

0

0.5

2.9

Этнокультурный облик империи

2

0

0

2.10

Формирование гражданского общества и
основные направления общественных
движений

2

0.5

0

2.11

Россия на пороге XX в.

3

0.5

0

2.12

Обобщение

1

0.5

0.5

0

0

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41ac44

25

Раздел 3. Учебный модуль. "Введение в Новейшую историю России"
3.1

Введение

1

Поле для свободного
ввода

3.2
3.3
3.4
3.5
3.6

Российская революция 1917—1922 гг.
Великая Отечественная война 1941—
1945 гг.
Распад СССР. Становление новой
России (1992—1999 гг.)
Возрождение страны с 2000-х гг.
Воссоединение Крыма с Россией
Итоговое повторение

2

0.5

0

3

0

0.5

2

1

0

3

0.5

0.5

2

1

0

7.5

5

Итого по модулю

13

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

54

Поле для свободного
ввода
Поле для свободного
ввода
Поле для свободного
ввода
Поле для свободного
ввода
Поле для свободного
ввода

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

1
2

3
4

5
6

7
8

9

Тема урока

9 КЛАСС
Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Введение. История нового времени.
XIX- начала XX в.
Провозглашение империи Наполеона
I во Франции.

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864dff8

1

0.5

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864e17e

Наполеоновские войны и крушение
Французской империи.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864e17e

Промышленный переворот, его
особенности в странах Европы и
США.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864e44e

Политические течения и партии в
XIX веке
Франция, Великобритания в XIX в.
Европейские революции 1830 г. и
1848-1849 гг.
Великобритания в Викторианскую
эпоху. Франция в середине XIX начале XX в. Италия в середине XIX
- начале XX в.
Страны Центральной Европы во
второй половине XIX — начале XX
в.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864e44e

1

0,5

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864e6b0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864eb56

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864ece6

Страны Юго-Восточной Европы во

1

0

0

0

Библиотека ЦОК

10
11

12

13

14

15

16

17

18

второй половине XIX — начале XX
в.
Соединенные Штаты Америки в
середине XIX - начале XX в.
Экономическое и социальнополитическое развитие стран Европы
и США в конце XIX — начале ХХ в.
Политика метрополий в
латиноамериканских владениях.
Влияние США на страны Латинской
Америки.
Япония и Китай в XIX - начале XX в.
Османская империя в XIX - начале
XX в. Индия в XIX - начале XX в.
Завершение колониального раздела
мира. Научные открытия и
технические изобретения в XIX —
начале ХХ в.
Художественная культура XIX —
начала ХХ в. Международные
отношения, конфликты и войны в
конце XIX — начале ХХ в.
Обобщение. Историческое и
культурное наследие XIX в.
Введение. Российская империя в
XIX- начале XX в. Проекты
либеральных реформ Александра I.
Внешняя политика России в начале
XIX в.
Отечественная война 1812 г. —
важнейшее событие российской и
мировой истории XIX в.

https://m.edsoo.ru/8864ece6
1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864f1e6

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864f2fe

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864f5d8

1

0

0,5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864f9b6

1

0,5

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864fcea

1

0.5

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864ff2e

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a190996

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a190ebe

19
20
21

22
23

24

25
26

27

28

29
30

Внешняя политика России в 1813–
1825 годах
Либеральные и охранительные
тенденции во внутренней политике
Дворянская оппозиция
самодержавию. Восстание
декабристов 14 декабря 1825 г.
Урок повторения, обобщения и
контроля по теме «Александровская
эпоха: государственный либерализм»
Реформаторские и консервативные
тенденции в политике Николая I.
Внешняя политика России во второй
четверти XIX века. Крымская война.
Сословная структура российского
общества.
Общественная жизнь в 1830—1850-е
гг.
Урок повторения, обобщения и
контроля по теме «Россия в первой
половине XIX века»
Государственная политика в области
культуры. Развитие науки и техники.
Народная культура. Культура
повседневности.
Многообразие культур и религий
Российской империи. Конфликты и
сотрудничество между народами.
Реформы 1860—1870-х гг. —
движение к правовому государству и
гражданскому обществу.
Земская и городская реформы.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19109e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1912ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a191490
https://m.edsoo.ru/8a191648

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0.5

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a191cec

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19223c
https://m.edsoo.ru/8a1923b8

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1920c0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1923b8

1

0.5

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a19261a

1

0

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a192ad4

1

0

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a192da4

1

0

0

Библиотека ЦОК

Судебная реформа и развитие
правового сознания.
31
32

33

34

35

36

37
38

39

40

Военные реформы
Многовекторность внешней
политики империи. Русско-турецкая
война 1877—1878 гг.
Урок повторения, обобщения и
контроля по теме «Социальная и
правовая модернизация страны при
Александре II»
«Народное самодержавие»
Александра III. Основные сферы и
направления внешнеполитических
интересов.
Сельское хозяйство и
промышленность. Индустриализация
и урбанизация
Урок повторения, обобщения и
контроля по теме «Россия во второй
половине XIX века»
Культура и быт народов России во
второй половине XIX в. Наука и
образование
Художественная культура второй
половины XIX в.
Основные регионы и народы
Российской империи и их роль в
жизни страны. Национальная
политика самодержавия.
Общественная жизнь в 1860—1890-х
гг. Идейные течения и общественное

https://m.edsoo.ru/8a19316e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a193542
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1936a0
https://m.edsoo.ru/8a193862

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a193a06
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a193cae
https://m.edsoo.ru/8a193e5c

1

0

0

1

0.5

0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a193f88

1

0

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1941cc

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1942e4

1

0,5

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a194500

41

42

43

44

45

46

47

48

движение второй половины XIX в.
На пороге нового века: динамика и
противоречия развития. Демография,
социальная стратификация на
рубеже веков
Национальная политика, этнические
элиты и национально-культурные
движения на рубеже веков. Россия в
системе международных отношений
в начале XX в.
Первая российская революция
1905—1907 гг. Основные события
Первой российской революции.
Особенности революционных
выступлений в 1906—1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря
1905 г. Общество и власть после
революции. Серебряный век
российской культуры. Наш край в
XIX ‒ начале ХХ в.
Обобщение по теме «Российская
империя в XIX — начале XX века»
Введение. Новейшая история России
с 1914 г. по новейшее время.
Российская империя накануне
революции
Февральская революция 1917 года.
Октябрь 1917 года и его
последствия.
Образование СССР. Влияние
революционных событий в России на
общемировые процессы XX в.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1947d0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a194a00

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a194c1c

1

0,5

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a194d34

1

0.5

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a195608

1

0

0

1

0

0

1

0.5

0

Нападение гитлеровской Германии
на СССР. Крупнейшие битвы в ходе
49
войны. Организация борьбы в тылу
врага: партизанское движение и
подполье.
СССР и союзники. Всемирноисторическое значение Победы
50
СССР в Великой Отечественной
войне
Распад СССР. Становление
демократической России. Россия в
51
начале XXI в. Восстановление
единого правового пространства
страны.
Вхождение Крыма и Севастополя в
52
состав России. Российская
Федерация на современном этапе
Итоговое повторение по теме
53
«Великая Отечественная война
(1941-1945 гг.)
Итоговое повторение по модулю
54
«Новейшая история России с 1914 г.
по новейшее время»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

0

0.5

1

0

0

1

0.5

0

1

0,5

0

1

0.5

0

1

0.5

0

54

7

5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• ,История. Всеобщая история. История Нового времени. XVIII век : 8-й класс : учебник 8
класс/ Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. и другие ; под ред. Искендерова
А. А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• История России (в 2 частях), 7 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и
другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• История России: конец XVII - XVIII века, 8 класс/ Андреев И.Л., Ляшенко Л.М.,
Амосова И.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• История России, 9 класс/ Лазукова Н.Н., Журавлёва О.Н.; под редакцией Тишкова
В.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• История России, 8 класс/ Баранов П.А., Вовина В.Г.; под общей редакцией Тишкова
В.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• История России, 7 класс/ Вовина В.Г., Баранов П.А., Пашкова Т.И. и другие; под
редакцией Тишкова В.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• История России (в 2 частях), 9 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский
А.А. и другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• История России (в 2 частях), 8 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и
другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
Всеобщая история. История нового времени. 1801 - 1914. Н.В.Загладин, Л.С.Белоусов
История России. 18091 - 1914. К.А.Соловьев, А.П.Шевирёв
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
5 класс
1. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.:
Просвещение
2. Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа
6 класс
1. ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение. Концепция
единого учебно-методического комплекса по отечественной истории
(http://минобрнауки.рф/документы/3483). Историко-культурный стандарт
(http://минобрнауки.рф/документы/3483).
2. Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История
России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. М.: Просвещение
3. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Просвещение». 5–9 классы : пособие для учителей общеобразовательных
учреждений / В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин, Д.Ю. Бовыкин и др. — М. :
Просвещение
4. Тесты по истории России, в 2 частях, 6 класс, к учебнику Торкунова А.В. «История
России. 6 класс», Воробьёва С.Е.
5. «История России. 6 класс». Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А.
В. Торкунова. 2 тт. М.: «Просвещение»
6. Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович
П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.
7. Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.
8. Рабочая тетрадь. История России. 6 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов

И.А.
9. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9
классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
10. Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов
А.А.
11. История. Средние века. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Авт. В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова.
12. История. Средние века. 6 класс. Электронное приложение к учебнику авторов
В.А. Ведюшкина, В.И. Уколовой.
13. История. Средние века. Тетрадь-тренажёр. 6 класс. Авт. В.А. Ведюшкин, И.В.
Ведюшкина.
14. История. Средние века. Тетрадь-экзаменатор. 6 класс. Авт. И.Е. Уколова.
15. История. Средние века. Атлас. 6 класс.
7 класс. Журавлева О.Н. Рабочая тетрадь. История России.
7 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А. Комплект карт. История России.
7 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов. Книга для чтения. История России. 6-9
классы. Данилов А.А. Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост.
Данилов А.А.
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9
классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е. Комплект методических
материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А. История России.
7 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. И90 В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев,
А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – 5 изд.,
перераб. – М. : Просвещение, . – 128 с. : ил., карт. – ISBN 978-5-09-070413-7.
Поурочные разработки по истории России.
8 класс 1. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций / [А.Я. Юдовская и др.]; под ред. А.А. Искандерова. – 2-е
изд., - М. : Просвещение
2. Поздеев А.В. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового
времени. 8 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО
3. История. Новое время. Конец XVIII – XIX век. 8 класс. Электронное приложение к
учебнику авторов А.С. Медякова, Д.Ю. Бовыкина.
4. История. Новое время. Конец XVIII – XIX век. 8 класс. Атлас.
5. История. Новое время. Конец XVIII – XIX век. 8 класс. Поурочное тематическое
планирование. А.А. Данилов. История России в XIX веке. Просвещение.
9 класс
1. Новейшая история. XX – начало XXI века. 9 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Авт. Л.С. Белоусов, В.П. Смирнов.
2. Учебник. История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский
А.А., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова. М. Просвещение
3. История России в XIX век.История России в XX – начале XXI веке е. Тетрадь –
экзаменатор. Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://biography.globala.ru/ - Биографии известных людей

http://www historia.ru Государственная публичная историческая библиотека России
http://www.shpl.ru Государственный архив Российской Федерации
http://www.garf.ru Архивное дело
http://www 1archive-online.com Архнадзор
http://www.archnadzor.ru Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им.
М.В.Ломоносова
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext Хронология русской и западной истории
http://www.istorya.ru/hronos.php История Отечества с древнейших времен до наших дней
http://slovari.yandex.ru/dict/io Образовательно-исторический портал Великая империя.
История России
http://imperiya.net История государства Российского в документах и фактах
http://www.historyru.com История России с древнейших времен до 1917 года:
электронное учебное пособие
http://elib.ispu.ru/library/history Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций
http://www.bibliotekar.ru/rusKluch Русская история, искусство, культура
http://www.bibliotekar.ru/rus/ Российская Империя: исторический проект
http://www.rusempire.ru Правители России и Советского Союза
http://www.praviteli.org Династия Романовых
http://www moscowkremlin.ru/romanovs.html Проект «День в истории»
http://www 1-day.ru Государственные символы России. История и реальность
http://simvolika.rsl.ru
Гербы городов Российской Федерации
http://heraldry. hobby. ru Военная литератураhttp://biography.globala.ru/ - Биографии
известных людей
http://www.stolypin.ru/ - посвященных личности и реформаторскому наследию
П.А.Столыпина 2011 г.
http://bibliofond.ru – Библиотека научной и студенческой информации
http://www.hrono.info – Всемирная история в интернете
http://www.lensart.ru – Художественные фотографии

http://history.standart.edu.ru Коллекция «Исторические документы» Российского
общеобразовательного портала
http://historydoc.edu.ru Лекции по истории on-line для любознательных
http://www.lectures.edu.ru Преподавание истории в школе: научно-методический и
теоретический журнал
http://www.pish.ru Сайт «Я иду на урок истории» и электронная версия газеты «История»
http://his.1september. ru Тематические коллекции по истории Единой коллекции ЦОР
http://school-collection.edu.ru/collection Всероссийская олимпиада школьников по
истории
http://hist.rusolymp.ru Инновационные технологии в гуманитарном образовании:
материалы по преподаванию истории
http://www.teacher.syktsu.ru
Проект ХРОНОС — Всемирная история в Интернете
http://www. hrono.ru Проект «Historic.Ru: Всемирная история»: Электронная библиотека
по истории
http://www.historic.ru Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство
http://www.worldhist.ru Российский электронный журнал «Мир истории»
http://www historia.ru Государственная публичная историческая библиотека России
http://www.shpl.ru Государственный архив Российской Федерации
http://www.garf.ru Архивное дело
http://www 1archive-online.com Архнадзор
http://www.archnadzor.ru Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им.
М.В.Ломоносова
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext Хронология русской и западной истории
http://www.istorya.ru/hronos.php История Отечества с древнейших времен до наших дней
http://slovari.yandex.ru/dict/io Образовательно-исторический портал Великая империя.
История России
http://imperiya.net История государства Российского в документах и фактах
http://www.historyru.com История России с древнейших времен до 1917 года:
электронное учебное пособие
http://elib.ispu.ru/library/history Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций
http://www.bibliotekar.ru/rusKluch Русская история, искусство, культура
http://www.bibliotekar.ru/rus/ Российская Империя: исторический проект
http://www.rusempire.ru Правители России и Советского Союза
http://www.praviteli.org Династия Романовых
http://www moscowkremlin.ru/romanovs.html Проект «День в истории»
http://www 1-day.ru Государственные символы России. История и реальность
http://simvolika.rsl.ru
Гербы городов Российской Федерации
http://heraldry. hobby. ru Военная литератураhttp://biography.globala.ru/ - Биографии
известных людей
http://www.stolypin.ru/ - посвященных личности и реформаторскому наследию

П.А.Столыпина 2011 г.
http://bibliofond.ru – Библиотека научной и студенческой информации
http://www.hrono.info – Всемирная история в интернете
http://www.lensart.ru – Художественные фотографии
http://history.standart.edu.ru Коллекция «Исторические документы» Российского
общеобразовательного портала
http://historydoc.edu.ru Лекции по истории on-line для любознательных
http://www.lectures.edu.ru Преподавание истории в школе: научно-методический и
теоретический журнал
http://www.pish.ru Сайт «Я иду на урок истории» и электронная версия газеты «История»
http://his.1september. ru Тематические коллекции по истории Единой коллекции ЦОР
http://school-collection.edu.ru/collection Всероссийская олимпиада школьников по
истории
http://hist.rusolymp.ru Инновационные технологии в гуманитарном образовании:
материалы по преподаванию истории
http://www.teacher.syktsu.ru


Наверх

Неделя БДД

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».