Рабочая программа ООО ФГОС МХК 9 класс

1

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования
особое внимание обращено на формы и планируемые результаты учебной деятельности
учащихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения и воспитания школьников.
1.1 Личностные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены
в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные
направленности этих результатов. Личностными результатами обучения предмета искусство в
основной школе являются:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому
и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной
России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,
в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения
нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия
в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
2

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как
полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу,
готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к
конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и
способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей
и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в
непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности
подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной
средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных
преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности;
интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности,
ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной
деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного
партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного 16 поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные
произведения,
отражающие
разные
этнокультурные
традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое,
эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том
числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными
произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной
культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию
природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению
природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной
деятельности).
Личностные результаты в соответствии с учебником:
 формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
 развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;
накопление опыта эстетического переживания;
 формирование творческого отношения к проблемам;
 развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого
самовыражения личности;
 гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
 подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или
профессиональной траектории.
3

2.2. Метапредметные результаты освоения учебного предмета.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
2.2.1. Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий,
таких, как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной
деятельности в области искусства.
В основной школе при обучении предмета «Искусство» будет продолжена работа по
формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением
как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и
самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения,
в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников
будет сформирована потребность в систематическом чтении научно-познавательной литературы
по искусству как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека
и природы.
При изучении искусства обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне
навыки работы с культурологической информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
 систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
 выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в
виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
 заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения предмета «Искусство» обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности
учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют
умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в
ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке
нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению
наиболее приемлемого решения.
2.2.2. Универсальные учебные действия
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
2.2.3. Регулятивные УУД:
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи
в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; 
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
4

 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы 19 решения
учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик
процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
5

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения.
Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры
этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний
для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта
восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).
Регулятивные результаты в соответствии с учебником:

умение определять цели и задачи учебной деятельности;

выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;

развитие регуляции учебной деятельности;

умение работать по плану, сверяясь с целью;

развитие опыта сотрудничества в совместном решении задач;
приобретение и развитие опыта рефлексии
2.2.4. Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
6

 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного
явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя
причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с
ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации,
поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);

7

 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст
non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие
другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Познавательные результаты в соответствии с учебником:

умение находить нужную информацию в различных источниках;

выявление причинно-следственных связей;

владение смысловым чтением;

формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

поиск аналогов в искусстве;

формирование исследовательских, коммуникативных и информационных
умений;

применение методов познания через художественный образ;

использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

умение представлять информацию в различных формах (рисунок, текст, таблица,
план, схема) в том числе с использованием ИКТ (презентация, видеофильм, слайдшоу)
2.2.5. Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
8

 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных
замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии 26 с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;

использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
9

 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений,
докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Коммуникативные результаты в соответствии с учебником:

формирование умения излагать своё мнение;

умение понимать позицию другого человека;

умение различать в речи другого человека мнения, доказательства, факты;

развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку
зрения;

умение создавать устные и письменные тексты;

применение различных способов преодолевать конфликты;

использование ИКТ как инструмент для достижения своих целей;

осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией
общения.
2.3. Предметные результаты.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в
соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.
Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит
возможность научиться».
В результате изучения курса «Искусство» в основной школе:
Выпускник научится:
 характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение
традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
 раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в
современной жизни;
 определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
 характеризовать основы народного орнамента;
 различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
 различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов
России;
 находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных
изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
 различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
 называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие
временных и пространственных видов искусства;
 классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа
развития искусства и понимания изменений видения мира;
 объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
 композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными
материалами;
10

 характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного
искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
 рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как
выражении различных мировоззренческих смыслов;
 видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в
природе;
 различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
 осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного
произведения;
 различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве
(линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
 определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата,
выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого
фрагмента в его метафорическом смысле;
 различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж
настроения, пленэр, импрессионизм;
 различать и характеризовать виды портрета;
 называть имена выдающихся русских и зарубежных художников, композиторов и определять
их произведения;
 навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
 рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров
изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
 характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как
результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
 объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях великих мастеров;
 узнавать, различать и объяснять понятия курса искусство;
 перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
 характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий
в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;  узнавать и
характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских
мастеров исторической картины;
 характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; 
рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в
становлении национального самосознания и образа национальной истории;
 называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их
наиболее известные произведения;
 творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный
исторический сюжет;
 творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции на
историческую тему;
 творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
 представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их
мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
 называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
 узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на
библейские темы;
 характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
 рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой
Отечественной войны;
11

 описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,
посвященные Великой Отечественной войне;
 творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или
историческому герою;
 анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного и
музыкального искусства XX века;
 культуре зрительского восприятия;
 характеризовать временные и пространственные искусства;
 понимать разницу между реальностью и художественным образом;
 представлениям об искусстве и творчестве известных
 собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер
построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
 представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве
художников-анималистов;
 опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
 систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и
дизайна;
 распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
 понимать сочетание различных объемов в здании;
 понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
 иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных
стилей разных эпох;
 понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
 различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
 характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской
среды;
 понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при
взгляде на них сверху;
 осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг –
цилиндр, шар и т. д.;
 применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и
вспомогательные соединительные элементы;
 применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты
из бумаги, картона, пластилина);
 создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; 
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
 получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и
дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурнодизайнерского объекта;
 приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
 характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
 понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
 называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
 понимать основы краткой истории костюма;
 характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна
одежды;
 применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета
по принципам икэбаны;
 использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в
процессе макетирования архитектурно- ландшафтных объектов;
12

 отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
 использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания
эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
 узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески.
Мозаики;
 различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля.
Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля; 
различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы
«Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
 узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
 характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
 раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным
особенностям икону и парсуну;
 работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные
творческие композиции в материалах по различным темам;
 различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании
архитектурного пространства;
 сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
 рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
 ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и
архитектуры XVIII – XIX веков;
 использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII – XIX веков;
 выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
 характеризовать признаки и особенности московского барокко;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
 активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные
материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего
мира, технологии и др.);
 владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в
процессе изучения изобразительного искусства;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное
состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие
ценности, выраженные в главных темах искусства;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения искусства;
 понимать специфику изображения в полиграфии;
 различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); 
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное,
компьютерное, фотографическое);
 называть имена великих русских композиторов, живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
 называть и характеризовать произведения музыкального, изобразительного искусства и
архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
 называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять
скульптурные памятники;
 называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их
произведения живописи;
13

 называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять
произведения пейзажной живописи;
 понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической
живописи;
 активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные
уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину
мира, присущую произведениям искусства;
 определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
 использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из
бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной
плоскости и в пространстве;
 называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и
определять памятники монументальной скульптуры;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
 узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
 узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и
время их развития в истории культуры;
 осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественнотворческой деятельности, создавать выразительные образы;
 применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на
определенную тему;
 понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн.
Авангард. Сюрреализм;
 характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
 использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
 характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
 получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев
мира;
 использовать навыки коллективной работы над объемно-пространственной композицией;
 понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
 понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
 называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В.
Добужинский);
 различать особенности художественной фотографии;
 различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс,
свет, ритм и др.);
 понимать изобразительную природу экранных искусств;
 характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
 различать понятия: игровой и документальный фильм;
 называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский.
С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
 понимать основы искусства телевидения;
 понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
 применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
 применять в практике любительского спектакля художественно- творческие умения по
созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
14

 добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства
со сценографией спектакля;
 использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта
и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
 применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции,
чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
 пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и
случайностей;
 понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
 применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
 применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
 использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного
монтажа;
 применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного
сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
 смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства
фильмы мастеров кино;
 использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного
телевидения;
 реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видеоэтюда.
Предметные результаты в соответствии с учебником:

наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;

восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа,
произведения искусства;

представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в
жизни человека и общества;

представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе
моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств
выразительности; понимание условности языка искусства;

различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости
художественной формы от цели творческого замысла;

классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование
изученного материала, информации, полученной из различных источников;

осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого
интереса к художественным традициям своего народа;

уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее
духовного потенциала;

формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание
явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание
собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение
культурой устной и письменной речи;

развитие индивидуального художественного вкуса; расширение
эстетического кругозора;

умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой
деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;

реализацию творческого потенциала; применение различных художественных
материалов; использование выразительных средств искусства в собственном
творчестве.
15

2.4. Оценка результатов освоения учебного предмета
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок).
Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам
текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам практических и
творческих работ.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» 9 КЛАСС (18Ч)
Обязательная часть учебного плана для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 18 часов для обязательного изучения предмета «Мировая художественная
культура» на ступени основного общего образования, в том числе в IX классе 18 учебных часов
из расчета 0,5 учебного часа в неделю.
I. СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА: ИХ ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ (9ч.)
Введение. Пространственно-временные искусства. Характеристика синтетических видов
искусства. Возможность использования и свободного варьирования средств выразительности
различных искусств в художественном творчестве. Пространственно-временные (синтетические)
виды искусства. Различие между понятиями «синтетические искусства» и «синтез искусств».
Органическое единство художественных средств и образных элементов в различных искусствах.
Синтетическая природа пространственно-временных искусств и их характерные особенности.
Истоки синтетической сущности пространственно-временных искусств. Синкретический
характер искусства (на примере ритуальных действий первобытного человека). Коллективный,
массовый характер синтетических видов искусства. Активизация роли публики: хеппенинг и
перформанс в качестве примеров популярного синтетического действа. Внутреннее единство
пространственно-временных видов искусства (на примере синтеза театра и кино). Особенности
построения
пространственно-временных
отношений
в
синтетических
искусствах.
Художественная выразительность временных элементов и пространственных объемов в
различных видах искусства. Проблема границ и взаимодействия искусств. История развития
художественного творчества как встречный и взаимный процесс: от синкретизма к образованию
отдельных видов искусства и от отдельных искусств — к их синтезу. Причины взаимодействия,
содружества искусств (родство, общность художественных образов, целостность неделимой
природы искусств). Две тенденции в развитии искусства: стремление к синтезу и одновременно
сохранению своеобразия и самостоятельности каждого вида. Причины тяготения искусств друг к
другу, их взаимное дополнение. Многообразие форм взаимодействия искусств. Создание
целостной художественной картины мира средствами всех искусств. Особенности современного
процесса размежевания и сближения синтетических искусств. Человек в мире пространственновременных искусств.
Азбука театра. Законы театрального искусства. Особая притягательность театрального
искусства и сила его воздействия на человека. Театр как один из древнейших видов искусства и
художественный документ эпохи. Рождение театра в эпоху Античности. Сиюминутность
действия и рождения сценического образа — главная отличительная черта театрального искусства. Условный
характер театрального искусства на примере шекспировского театра «Глобус». Проблема правды
и правдоподобия в театральном искусстве. Зритель как активный участник происходящего на
сцене. Средства художественной выразительности театрального искусства (слово, мизансцены, сценическое движение, мимика, жесты и позы актеров). Специфика
сценического пространства и времени (история вопроса и современность). Роль выразительных
средств в создании художественного
16

образа театрального спектакля. Театр среди других искусств. Синтетический характер
театрального искусства. Использование музыки, танца, живописи, скульптуры, архитектуры
(декорации), декоративно-прикладного искусства (реквизит, костюмы). Диалог театра,
литературы и кино. Ю. М. Лотман о специфике театрального искусства и кинематографа.
Актер и режиссер в театре. Секреты актерского мастерства. Актер— «единственный царь и
владыка сцены». Актер и его роль в создании сценического образа. Слагаемые актерского
мастерства: умение убеждать зрителя в жизненности сыгранной роли, включать его в
происходящее на сцене, вызывать чувство сопереживания. Амплуа актера (комик, трагик, злодей,
простак, влюбленный, резонер, инженю, травести). Профессия актера: от древности до
современности. К. С. Станиславский об основных принципах актерской игры. Понятие
«сверхзадачи» и «сквозного действия». Внутреннее и внешнее перевоплощение актера —
вершина актерского мастерства. Искусство перевоплощения в игре выдающихся театральных
актеров. Искусство режиссуры. Режиссер — профессия XX в. Основные задачи режиссера и его
роль в создании театрального спектакля. В. И. Немирович-Данченко об искусстве режиссера.
Режиссер как интерпретатор драматургического материала. Актерская трактовка и режиссерская концепция.
Сценическая история теат- ральных постановок (на примере творчества В. Э. Мейерхольда).
Выдающиеся режиссеры прошлого и современности.
Искусство оперы. Из истории оперного искусства. Рождение оперы как особого вида искусства.
Италия — родина оперного искусства. «Дафна» и «Эвридика» Я. Пери— пролог к дальнейшему
развитию оперного искусства. От drama per musica к опере-сериа и опере-буффа. Основные
оперные жанры. Опера-буффа и ее национальные разновидности. Лирическая опера.
Складывание национальных оперных школ. Выдающиеся реформаторы оперной сцены.
Достижения отечественного и зарубежного оперного искусства. Характерные особенности
современного оперного искусства (обогащение выразительных средств, изменение роли
оркестра, балета и хора, новые подходы к классическому наследию, манере исполнения, смелые
эксперименты в подборе репертуара, декораций и реквизита). Опера— союз музыки и театра.
Синтетический характер оперы и ее место в ряду других искусств. Опера как комплексный
вокально-инструментальный и музыкально-драматический жанр театрального искусства.
Театральная условность в оперном и драматическом театре: общность и различия.
Выразительные средства оперного искусства. Драматические функции сольных вокальных форм
(арии, романса, песни, речитатива). Роль хоровых и массовых сцен в опере. Роль оркестра в
воплощении авторского замысла. Увертюра. Лейтмотив.
В мире танца. Из истории возникновения и развития танца. Танец — древнейший вид искусства,
его роль в жизни человека. Религиозные верования как одна из причин возникновения танца.
Танец в искусстве древних цивилизаций. Экспрессия танца в изобразительном искусстве.
Эволюция танца в различные культурно-исторические эпохи. Взаимосвязь танцевального
искусства с духовной жизнью народа и историей. Искусство хореографии и его выразительные
средства. Место танца среди других искусств. Почему художественный язык танца понятен всем
без перевода? Хореография. Танец и пляска, их основные различия. Условный характер
искусства хореографии. ≪Живая пластика≫ человеческого тела как основной материал для
создания танцевального образа. Жест и ритм — важнейшие элементы танца. Многообразие
искусства хореографии. Основные виды танца. Классический танец и его разновидности.
Эстрадный танец и танец модерн. Бальные и характерные танцы. Эмоциональное воздействие
хореографического искусства на зрителей.
Страна волшебная — балет. Из истории балетного искусства. Возникновение балета в эпоху
Возрождения, следование традициям итальянской комедии дель арте. Первые балеты и
исполнители. Причины расхождения танцевального и балетного искусства. Смена стилей и
направлений в истории балета. Ж. Новер — выдающийся реформатор балетного искусства.
Развитие национальных традиций в искусстве балета. Из истории русского балета. От
дивертисмента к современному балетному спектаклю. Пути развития современного балетного
искусства. Выдающиеся деятели балетного искусства. Выразительные возможности балета.
17

Балет как вид музыкально-театрального искусства, воплощенного в хореографических образах.
Что и как можно выразить на языке балета? Единство танца и пантомимы, музыки и поэзии,
скульптуры и пластики движений, живописных построений кордебалета и элементов
декоративности. Классический танец— основа балетного искусства. Сочетание танцевальных
движений Античности, элементов придворного
этикета, народных танцевальных движений, пластических мотивов живой природы. Адажио и
аллегро — основные формы классического танца. Роль поэтической метафоры и обобщения в
создании художественного образа классического танца.
Искусство кинематографа. Первые шаги кинематографа. Кинематограф — искусство,
рожденное научно-технической революцией. День рождения десятой музы — Кино (открытие
братьев Люмьер). Мировой и отечественный кинематограф: имена и открытия. История
кинематографа: от Великого немого до современного кино. Средства выразительности кино.
Специфика киноязыка. Кино — искусство кадра и монтажа, плана и ракурса. Искусство,
объединяющее изображение, звук (слова, музыку) и действие. Временное и пространственное
измерение экрана (на примере известных киношедевров). Ритм, цвет и свет в киноискусстве.
Обогащение кино средствами традиционных и новейших искусств (телевидение, видео,
компьютерная графика). Кино в диалоге искусств. Синтетическая природа кинематографаи
особенности его взаимодействия с другими искусствами.
Фотографическая природа кино. От ≪живых фотографий≫ немого кино к впечатлениям
современного зрителя. Живопись и кинематограф. Музыка как постоянный спутник
кинематографа. Театр и кино: общее и различия. Новые технологии и горизонты современного
киноискусства. Будущее
кинематографа.
Фильмы разные нужны... Виды кинематографа. Жанровое разнообразие кино. Художественное
(игровое) и документальное (неигровое) кино: общее и принципиальные различия. Сюжет —
основа игрового кино. Документальное кино как средство массовой информации и вид
кинематографа, основанный на съемках реальных событий. Создание кинохроники, ее основные образы и сюжеты. Выдающиеся мастера документального кино. Жанры
документального кино: публицистическое, научно-популярное и учебное (образовательное).
Анимационное (мультипликационное) кино, егорисованные, живописные или кукольные образы.
≪Герои≫ мультипликации. Использование принципа покадровой
съемки. Новейшие технологии анимации. Шедевры мировой мультипликации. Многообразие
жанров игрового кино. Становление жанров игрового кино. Сложность жанровой классификации
кино и ее основные принципы. Эпические, лирические и драматические жанры. Традиционные
жанры (эпопея, роман, повесть, драма и мелодрама, трагедия, комедия и трагикомедия,
исторический и приключенческий фильм). Популярные жанры современного кино (фэнтэзи,
детектив, фильм ужасов, фильм-катастрофа, триллер, боевик или фильм действия (экшн),
вестерн, мюзикл, ≪мыльная опера≫). Шедевры отечественного и зарубежного игрового кино.
Экранные искусства: телевидение, видео. Свойства телевидения и его выразительные
возможности. Экранные искусства — важнейшие средства массовой информации. Синтетическая
природа экранных искусств. Телевидение, история его возникновения и этапы развития.
Эфирное, кабельное и спутниковое телевещание. Основные свойства телевидения:
импровизационность, эффект присутствия, закон непосредственных человеческих контактов,
документальность. Кинематограф и телевидение. Система выразительных средств малого экрана.
Роль
режиссера
на
ТВ.
Современное
телевидение
и
его
образовательный
потенциал(интеллектуальное и художественно-творческое развитие, культурный досуг). Ресурсы
цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объема. Возможности цифрового
телевидения и телевидения высокой четкости. Интернет-телеви-дение. Основные циклы
телевизионных передач:информационные и общественно-политические, художественные и
публицистические, научно-популярные и учебно-познавательные, спортивные, детские и
развлекательные. Феномен многосерийных телевизионных фильмов. Наши любимые
телесериалы. Эстетическое воздействие телевидения на человека. Мир видеоискусства.
18

Основные направления видеоискусства: рекламная, музыкальная и событийная видеография.
Жанры видео: видеоклипы, видеофильмы, рекламные видеоролики. Специфика создания, связь с киноискусством. Постановочные,
анимационные и информационные рекламные видеоролики. Последние достижения видеоарта.
Любимая видеотека. Будущее экранных искусств.
Мультимедийное искусство. Виды компьютерного искусства. Влияние технического прогресса
на традиционные виды искусства. Компьютер как инструмент художника. Виды
мультимедийного искусства: компьютерная графика, компьютерная анимация, компьютерная
музыка, интерактивный компьютерный перформанс. Компьютерная графика, ее использование в
полиграфической промышленности, рекламном бизнесе, кино, заставках телепрограмм и видеоклипах. Компьютерная графика и архитектурное проектирование. Компьютерная анимация —
искусство создания
движущихся изображений. Синтетическая природа компьютерной анимации. Специфика
создания трехмерных анимационных фильмов. Процесс создания компьютерной музыки.
Компьютер как музыкальный инструмент, интерпретатор, импровизатор и сочинитель музыки на основе программных алгоритмов.
Интерактивный перформанс как произвольное и творческое использование технических возможностей компьютера. Активное участие пользователя в процессе создания виртуальной
реальности. Web-дизайн. Интернет-сайты как образец нового направления творческой
деятельности. Компьютерные технологии в руках художника. Цифровые компьютерные
технологии — бесценный ресурс для медиа-художников и людей, занимающихся искусством.
Возможность самовыражения, творческого поиска, мгновенной фиксации меняющихся мыслей,
образов и ассоциаций. Наиболее популярные компьютерные программы на службе у
художников. Интерфейс как аналог мастерской художника (фотографа, живописца-графика,
дизайнера). Преимущества компьютера в цифровой живописи, литературном творчестве,
создании фильмов. Основные направления в развитии современного компьютерного искусства.
Может ли компьютер заменить человека в художественном творчестве? Компьютерные игры, их
особая популярность и зрелищность.
Зрелищные искусства: цирк и эстрада. В мире циркового искусства. Зрелищные искусства и
их характерные отличия. Синтетический характер зрелищных искусств и их рольлищ. Цирк как
одно из древнейших искусств. Развитие цирковых жанров от Античности до наших дней.
Объединяющее начало циркового искусства. Цирк в содружестве с другими искусствами.
Новейшие достижения современного циркового искусства. Цирковое искусство — синтез
клоунады, акробатики, эквилибристики, дрессуры, музыкальной эксцентрики и иллюзионизма.
≪Звезды≫ манежа. Искусство эстрады. Эстрада как вид искусства, его происхождение.
Разнообразие выразительных средств эстрады. Использование малых форм драматургии,
вокального и драматического искусства, музыки, хореографии, цирка. Объединяющая роль
конферанса или несложного сюжета в создании эстрадных шоу-программ и концертов. Артист
эстрады как создатель ярких и незабываемых сценических образов (на примере творчества
выдающихся мастеров). Современные тенденции развития эстрадного искусства.
II. «ПОД СЕНЬЮ ДРУЖНЫХ МУЗ» (9 ч.)
Изобразительные искусства в семье муз. Содружество изобразительных искусств. Живопись и
графика. Созерцательность живописи и драматизм скульптуры. Роль цвета в скульптуре и
живописи. Художественная близость античной скульптуры и живописи (раскраска статуй,
пластичность героев в вазописи). Культ пластики в живописи Ренессанса. ≪Скульптурная≫
живопись О. Домье. Союз живописи и скульптуры с декоративно-прикладным искусством.
Изобразительные искусства и фотография. Живопись, графика, скульптура и художественная
фотография, их сходство
и различия. Воздействие живописи на искусство фотографии. Освоение фотохудожниками
метафорического языка живописи. Изобразительные искусства и танец: общее и различия.
Пластика как объединяющее начало между этими искусствами. Экспрессия танца в
изобразительном искусстве Античности. Пластический язык изобразительного искусства рубежа
19

XIX—XX вв. (на примере абстрактного искусства). Сценический танец Айседоры Дункан:
единство музыки и хореографии, сходство с греческой скульптурой. ≪Ожившие скульптуры≫
В. Ф. Нижинского.
Художник в театре и кино. Искусство сценографии. Основные компоненты театральнодекорационного искусства: декорации, костюмы, грим, бутафория, реквизит. Использо- вание
аудио-, видео- и компьютерных технологий. Изобрази- тельная режиссура спектакля. Из истории
театрально-декорационного искусства, основные этапы его развития. Выдающиеся мастера
театрально-декорационного искусства. Зависимость изобразительного решения спектакля от
вида и жанра театрального искусства. Особенности декораций в драматическом, музыкальном и
кукольном театре. Процесс создания художественного оформления спектакля: от эскизов и
макетов к окончатель-ному решению. Богатейшая палитра современной системы
художественного оформления спектакля. Театральный художник, его особая роль в создании
выразительного художественного образа спектакля. Художник-сценограф как интерпретатор
авторского замысла и главной идеи спектакля. Роль художника-осветителя в создании
сценического образа. Художники по костюмам, декораторы, бутафоры, гримеры и постижеры.
Художник кино и его творческое содружество с автором литературного сценария, режиссером и
оператором. Основные этапы становления профессии художника-постановщика как создателя
пространственной среды фильма, его роль в создании визуального и художественного образа
кинофильма (на примере творчества выдающихся мастеров). Кино-декорации, их отличие от
театральных. Павильонные декорации и натура. Выдающиеся художники кино.
Архитектура среди других искусств. Архитектура и изобразительные искусства. Союз
архитектуры и скульптуры в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. Статуя в гробнице
фараона и в античном храме. Значение монументальной скульптуры в архитектурном
оформлении пространства (колонна Траяна и конные памятники Древнего Рима). Скульптура как
конструктивный архитектурный элемент (атланты, кариатиды). Сближение архитектуры с
монументальной живописью. Готический собор как синтез изобразительных искусств и
архитектуры. Познавательная, художественная и архитектоническая функция скульптуры в
готическом храме. Живопись в архитектуре барокко, стремление к полному
взаимопроникновению внутреннего и внешнего пространства. «Живопись, поглотившая
архитектуру» в творчестве мексиканских художников-монументалистов (Д. Ривера, А.
Сикейрос). Архитектура — «застывшая музыка», «каменная симфония», «музыка в камне».
Музыка форм и линий (на примере шедевров мирового зодчества).
Содружество искусств и литература. «Слова и краски издавна в родстве…» Литература —
универсальная форма эстетического познания и освоения мира. Литература и живопись.
«Живописность» литературы и «повествовательность» живописи. Конкретность живописи и
абстрактность слова. Феномен китайской и японской живописи. Способы создания
художественного образа в живописи и литературе. Поэты-художники в истории мирового
искусства. Графика — «самая литературная живопись». Особенности трактовки литературных
образов в произведениях книжной графики. Мастера и шедевры книжной иллюстрации. «Стань
музыкою, слово…» Общность поэзии и музыки (ритмическая организация, паузы, рифмы,
звукопись). Способность передавать в звуке и слове эмоциональное состояние человека.
Особенности воплощения вечных проблем в музыке и литературе. Музыкальные страницы
литературных произведений. Музыкально-поэтические жанры. Поэты-музыканты. Литература,
театр и кинематограф. Литературная пьеса — основа драматического спектакля. Специфика
развития действия в литературном произведении и театральном спектакле. Лучшие театральные
постановки последних лет. «Кино — видимая литература». Любимые экранизации
художественной классики. Музыка в семье муз. Музыка и изобразительные искусства. Музыка
и живопись. Искусство «видеть» музыку и «слышать» живопись. Музыка, звучащая с полотен
художников. «Музыкальность» живописи (на примере интерпретации музыки изобразительными
средствами). Колорит и ритм — музыкальное начало живописи. Изобразительные и
музыкальные эксперименты в творчестве известных художников. Передача лирического чувства
колористическими и ритмическими средствами. «Живописная» музыка. Музыка — душа танца.
20

Музыка — «невидимый танец», танец — «немая музыка». Особенности восприятия музыки и
танца в искусстве древних цивилизаций. Своеобразие национальных традиций в танцевальной
музыке народов мира. Роль ритмического рисунка танца в формировании танцевальных
музыкальных жанров. Специфика инструментального звучания и особенности ее воздействия на
музыкальный облик танца. Музыка и хореография в балетном и оперном спектакле.
Композитор в театре и кино. Задачи композитора в театральном спектакле. Роль композитора в
создании сценического и кинематографического образов. Музыка как средство создания
эмоциональной атмосферы театрального спектакля и кинофильма. Музыкальная тема как
лейтмотив или фон драматического спектакля и кинофильма, важнейшее средство раскрытия
внутреннего мира героев. Единство драматического действия и музыки. Создание комического
или трагического эффекта средствами музыки. Любимые мелодии театральных спектаклей (по
выбору). Зачем нужна музыка в фильме. Музыка кинофильма — ключ к раскрытию его
художественного содержания и авторского замысла Иллюстративный характер киномузыки на
ранних этапах становления и развития кинематографа. Музыка как элемент
кинематографической полифонии. Содружество ре- жиссера и композитора. Мастера
отечественной музыкальной комедии. Жанр киномюзикла в отечественном и зарубежном
кинематографе. Любимые мелодии отечественного кино и их создатели. Саундтреки к
популярным отечественным и зарубежным фильмам.
Когда опера превращается в спектакль. Творцы оперного спектакля. Синтез в оперном
спектакле. Содружество композитора и дирижера, режиссера и актеров-исполнителей, писателя и
художника, хормейстера, балетмейстера и концертмейстера в создании оперного спектакля. Роль
композитора, создающего музыку по законам театральной драматургии. Специфика и природа
оперной музыки, ее отличие от концертной музыки. Требования к написанию либретто. Опера и
ее литературный первоисточник. Обращение к шедеврам мировой литературной классики.
Исторический роман и опера (на примере творчества М. П. Мусоргского). Органическое слияние
музыки, пения и танца в оперном спектакле. Роль художника в оформлении оперного спектакля:
от знакомства с либретто — к эскизам, изготовлению макетов и декораций. Специфика
декораций в оперном спектакле. Сценография современной оперы. Основные функции дирижера
и организация его работы с оркестром. Роль режиссера и актера в опере. Музыкальная
драматургия оперного спектакля. Музыкальный драматург (режиссер) и его роль в организации
сценического действия (анализ оперной партитуры, создание концепции оперного спектакля,
сочинение мизансцен, определение стилистики, назначение актеров- исполнителей и работа с
ними, обсуждение эскизов декораций с художником-оформителем, организация репетиций).
Оперный и драматический актер, черты сходства и отличия. Певческий голос актера —
инструмент, воспроизводящий музыку. Роль пластики и дикции в актерском исполнении.
Выдающиеся оперные певцы.
Создание балетного спектакля. И рождается чудо спектакля… Балетный спектакль —
содружество танца и пантомимы, музыки и драмы, актерского мастерства, литературы,
скульптуры и живописи. Драматургия балетного спектакля. Балет и литература. Либретто —
словесный эскиз будущего спектакля, его роль в определении главной идеи, сюжета и характеров
героев. Шедевры мировой литератур- ной классики в балете. Музыка — душа танца, важнейшее
средство создания балетного образа. Балет и изобразительное искусство. «Жизнь в танце»
исполнителей балета. Музыка красок в балетном спектакле. Выдающиеся хореографы
современности. Роль актера (танцовщика) в воплощении сценического замысла. «Петрушка» —
шедевр балетного искусства, пример синтеза искусств. Специфика балета: отсутствие
литературного, живописного и музыкального первоисточника. Идея авторского замысла и ее
оригинальное воплощение в русских народных традициях (С. П. Дягилев). Характерные
особенности музыки и хореографии спектакля и их новаторский характер (И. Ф. Стравинский и
М. М. Фокин). Создание живописного образа спектакля (А. Н. Бенуа). Актерское мастерство
главных исполнителей (Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, А. А. Орлов). «Петрушка» —
признанная классика мирового балетного искусства.
21

На премьере в драматическом театре. Искусство быть зрителем. Театральный зритель — не
пассивный созерцатель, а полноправный участник сценического действия, его соавтор, критик и
активный художник. Особенности взаимоотношений театра и публики. Режиссер на репетиции.
Режиссерский замысел и основные этапы его воплощения. Драматургический конфликт —
основа сценического действия. Определение сути конфликта — начало работы режиссера над
постановкой спектакля. Создание актерского коллектива, совместные поиски оригинальных
трактовок в решении сценических образов. Роль репетиций в создании слаженного коллектива и
наиболее полного воплощения авторского замысла. Репетиции знаменитых мастеров режиссуры.
Мастерство создания мизансцен. Постановка массовых сцен. Генеральная репетиция спектакля.
Премьера драматического спектакля — итог плодотворной деятельности, праздник для всего
театрального коллектива. Любимые драматические постановки.
Как снимается кинофильм. К экрану путь нелегок и нескор... Кинофильм — результат
творческих усилий большого коллектива его создателей. Основные этапы работы над фильмом:
подготовительный, съемочный, монтажный, монтажно-тонировочный. Продюсер и его роль в
создании кино- фильма (участие в организации финансирования, подборе творческого
коллектива, решении вопросов о размещении рекламы и будущем прокате). Роль сценариста в
создании кинофильма. Рабочий сценарий, отражение в нем характеров и взаимоотношений
героев, общей атмосферы и настроения фильма. Рабочий сценарий в творческом преломлении
режиссера, художника, оператора и актера. Выбор натуры для съемок, подбор актеров и
проведение кинопроб. На съемочной площадке. Кинорежиссер — создатель и организатор
единого художественного процесса. Содружество режиссера и сценариста, создание
режиссерского сценария (покадровая запись съемок, определение метража каждой сцены,
характера освещения, особенностей работы оператора). Мастерство кинооператора в создании
фильма. Выбор съемочной техники и ракурсов, технологии создания специальных эффектов.
Изобразительное искусство — источник операторского мастерства. Живописные основы
создания кадра. Особенности съемки на натуре и в павильоне с декорациями. Художественные
средства выразительности: неожиданный ракурс, укрупнение детали, специальное освещение.
Слагаемые актерского мастерства. Специфика работы актера в кино. Особенности съемки
трюковых сцен и роль каскадеров в процессе съемок фильма. Использование спецэффектов.
«Звезды» мирового кинематографа. Монтаж и озвучивание фильма. Роль монтажера в
определении порядка следования кадров и их продолжительности, отборе дублей и поиске
оптимальных ритмических решений фильма. Специфика современного компьютерного монтажа
и его вырази- тельные возможности. Определение метража будущей картины. Особенности
тонировки (озвучивания) картины. Роль звукооператора в создании фонограмм (диалогов,
музыкального фона, шумовых эффектов) будущего фильма. Продвижение фильма к зрителю
(промоушн), организация и проведение рекламной кампании.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

3. ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По предмету «Мировая художественная культура» 9 КЛАСС
(18 ч. (0,5 ч. в неделю))
Кол-во
Разделы. Тема урока
часов
Пространственно-временные виды искусства
1
Азбука театра
1
Актер и режиссер в театре
1
Искусство оперы
1
В мире танца
1
Страна волшебная — балет
1
«Искусство кино», «Фильмы разные нужны», «Экранные искусства»
1
Мультимедийное искусство
1
Зрелищные искусства: цирк и эстрада
1
Изобразительные искусства в семье муз
1
22

№
п/п
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Разделы. Тема урока
Изобразительные искусства в семье муз
Художник в театре и кино. Как снимается кинофильм
Архитектура среди других искусств
Содружество искусств и литература
Музыка в семье муз. Композитор в театре и кино
Когда опера превращается в спектакль
В чудесном мире балетного спектакля. На премьере в драматическом театре.
Взаимодействие искусств в будущем. Заключительный урок
ИТОГО
4. Критерии оценки знаний и умений учащихся:

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
18

 оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для учащегося,
 оценка должна выполнять стимулирующую функцию,
 оценка должна быть всесторонней.
При оценке знаний нужно учитывать:
 объем знаний по учебному предмету,
 понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,
 степень систематизации и глубины знаний,
 действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.
При оценке навыков и умений учитываются:
 содержание навыков и умений,
 точность, прочность, гибкость навыков и умений,
 возможность применять навыки и умения на практике,
 наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
 активность участия;
 умение собеседника прочувствовать суть вопроса;
 искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;
 самостоятельность;
 оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы:
 область творчества;
 степень творчества;
 уровень самостоятельности;
 степень оригинальности;
 степень отличия от своих предыдущих работ.
«Отлично» – ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и
литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а
при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное
нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро).
«Хорошо» – ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без
наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической
работы – если задание выполнено правильно.
«Удовлетворительно» – ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной
материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно
23

четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но
допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы.
«Неудовлетворительно» – ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно
полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при
выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие
на качество выполненной работы.
Проверка сформированности универсальных учебных действий является неотъемлемой
частью учебно-воспитательного процесса.
В курсе используется текущий, периодический и итоговый контроль.

5. Контрольно-измерительные материалы
В процессе изучения учебного материала запланировало проведения 4 контрольных работ
в форме тестовой работы. Контрольные работы рассчитаны на один учебный урок.
Для составления КИМ используются материалы пособий: Г. И. Данилова, Искусство : 8-9
класс : методическое пособие к учебнику Г. И. Даниловой / Г. И. Данилова. — М. : Дрофа, 2017.
— 287 с.

24

25


Наверх

Неделя БДД

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».