1 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования особое внимание обращено на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников. 1.1 Личностные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Личностными результатами обучения предмета искусство в основной школе являются: 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 2 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного 16 поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). Личностные результаты в соответствии с учебником: формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства; развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства; накопление опыта эстетического переживания; формирование творческого отношения к проблемам; развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности; гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности; подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. 3 2.2. Метапредметные результаты освоения учебного предмета. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). 2.2.1. Межпредметные понятия Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности в области искусства. В основной школе при обучении предмета «Искусство» будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении научно-познавательной литературы по искусству как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и природы. При изучении искусства обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с культурологической информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В ходе изучения предмета «Искусство» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. 2.2.2. Универсальные учебные действия В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные. 2.2.3. Регулятивные УУД: 1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; 4 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы 19 решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 5 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). Регулятивные результаты в соответствии с учебником: умение определять цели и задачи учебной деятельности; выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике; развитие регуляции учебной деятельности; умение работать по плану, сверяясь с целью; развитие опыта сотрудничества в совместном решении задач; приобретение и развитие опыта рефлексии 2.2.4. Познавательные УУД 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; 6 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); 7 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста. 9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Познавательные результаты в соответствии с учебником: умение находить нужную информацию в различных источниках; выявление причинно-следственных связей; владение смысловым чтением; формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством; поиск аналогов в искусстве; формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений; применение методов познания через художественный образ; использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации; умение представлять информацию в различных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема) в том числе с использованием ИКТ (презентация, видеофильм, слайдшоу) 2.2.5. Коммуникативные УУД 11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; 8 играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии 26 с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. 13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; 9 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Коммуникативные результаты в соответствии с учебником: формирование умения излагать своё мнение; умение понимать позицию другого человека; умение различать в речи другого человека мнения, доказательства, факты; развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения; умение создавать устные и письменные тексты; применение различных способов преодолевать конфликты; использование ИКТ как инструмент для достижения своих целей; осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения. 2.3. Предметные результаты. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их. Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». В результате изучения курса «Искусство» в основной школе: Выпускник научится: характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; характеризовать основы народного орнамента; различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства; классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами; 10 характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства; рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов; видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения; различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле; различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм; различать и характеризовать виды портрета; называть имена выдающихся русских и зарубежных художников, композиторов и определять их произведения; навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа; рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства; характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью; объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях великих мастеров; узнавать, различать и объяснять понятия курса искусство; перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины; характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины; характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории; называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет; творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции на историческую тему; творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов; представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; 11 описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного и музыкального искусства XX века; культуре зрительского восприятия; характеризовать временные и пространственные искусства; понимать разницу между реальностью и художественным образом; представлениям об искусстве и творчестве известных собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.); представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства; понимать сочетание различных объемов в здании; понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох; понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры; различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого; характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.; применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы; применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов; получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурнодизайнерского объекта; приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; характеризовать основные школы садово-паркового искусства; понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков; называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; понимать основы краткой истории костюма; характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды; применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны; использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно- ландшафтных объектов; 12 отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел; использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды; узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики; различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля; различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси; узнавать и описывать памятники шатрового зодчества; характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву; раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну; работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси; рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры; ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков; использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков; выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; характеризовать признаки и особенности московского барокко; создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. Выпускник получит возможность научиться: активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения искусства; понимать специфику изображения в полиграфии; различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); называть имена великих русских композиторов, живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков; называть и характеризовать произведения музыкального, изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков; называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники; называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи; 13 называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи; понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи; активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна; использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры; создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков; узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественнотворческой деятельности, создавать выразительные образы; применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; использовать навыки коллективной работы над объемно-пространственной композицией; понимать основы сценографии как вида художественного творчества; понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); различать особенности художественной фотографии; различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.); понимать изобразительную природу экранных искусств; характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; различать понятия: игровой и документальный фильм; называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; понимать основы искусства телевидения; понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа; применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; применять в практике любительского спектакля художественно- творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов; 14 добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля; использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии; применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.; пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей; понимать и объяснять синтетическую природу фильма; применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма; применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа; применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации; смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино; использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видеоэтюда. Предметные результаты в соответствии с учебником: наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства; восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства; представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества; представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства; усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства; различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла; классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников; осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа; уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала; формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи; развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора; умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства; реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в собственном творчестве. 15 2.4. Оценка результатов освоения учебного предмета Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам практических и творческих работ. 2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» 9 КЛАСС (18Ч) Обязательная часть учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 18 часов для обязательного изучения предмета «Мировая художественная культура» на ступени основного общего образования, в том числе в IX классе 18 учебных часов из расчета 0,5 учебного часа в неделю. I. СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА: ИХ ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ (9ч.) Введение. Пространственно-временные искусства. Характеристика синтетических видов искусства. Возможность использования и свободного варьирования средств выразительности различных искусств в художественном творчестве. Пространственно-временные (синтетические) виды искусства. Различие между понятиями «синтетические искусства» и «синтез искусств». Органическое единство художественных средств и образных элементов в различных искусствах. Синтетическая природа пространственно-временных искусств и их характерные особенности. Истоки синтетической сущности пространственно-временных искусств. Синкретический характер искусства (на примере ритуальных действий первобытного человека). Коллективный, массовый характер синтетических видов искусства. Активизация роли публики: хеппенинг и перформанс в качестве примеров популярного синтетического действа. Внутреннее единство пространственно-временных видов искусства (на примере синтеза театра и кино). Особенности построения пространственно-временных отношений в синтетических искусствах. Художественная выразительность временных элементов и пространственных объемов в различных видах искусства. Проблема границ и взаимодействия искусств. История развития художественного творчества как встречный и взаимный процесс: от синкретизма к образованию отдельных видов искусства и от отдельных искусств — к их синтезу. Причины взаимодействия, содружества искусств (родство, общность художественных образов, целостность неделимой природы искусств). Две тенденции в развитии искусства: стремление к синтезу и одновременно сохранению своеобразия и самостоятельности каждого вида. Причины тяготения искусств друг к другу, их взаимное дополнение. Многообразие форм взаимодействия искусств. Создание целостной художественной картины мира средствами всех искусств. Особенности современного процесса размежевания и сближения синтетических искусств. Человек в мире пространственновременных искусств. Азбука театра. Законы театрального искусства. Особая притягательность театрального искусства и сила его воздействия на человека. Театр как один из древнейших видов искусства и художественный документ эпохи. Рождение театра в эпоху Античности. Сиюминутность действия и рождения сценического образа — главная отличительная черта театрального искусства. Условный характер театрального искусства на примере шекспировского театра «Глобус». Проблема правды и правдоподобия в театральном искусстве. Зритель как активный участник происходящего на сцене. Средства художественной выразительности театрального искусства (слово, мизансцены, сценическое движение, мимика, жесты и позы актеров). Специфика сценического пространства и времени (история вопроса и современность). Роль выразительных средств в создании художественного 16 образа театрального спектакля. Театр среди других искусств. Синтетический характер театрального искусства. Использование музыки, танца, живописи, скульптуры, архитектуры (декорации), декоративно-прикладного искусства (реквизит, костюмы). Диалог театра, литературы и кино. Ю. М. Лотман о специфике театрального искусства и кинематографа. Актер и режиссер в театре. Секреты актерского мастерства. Актер— «единственный царь и владыка сцены». Актер и его роль в создании сценического образа. Слагаемые актерского мастерства: умение убеждать зрителя в жизненности сыгранной роли, включать его в происходящее на сцене, вызывать чувство сопереживания. Амплуа актера (комик, трагик, злодей, простак, влюбленный, резонер, инженю, травести). Профессия актера: от древности до современности. К. С. Станиславский об основных принципах актерской игры. Понятие «сверхзадачи» и «сквозного действия». Внутреннее и внешнее перевоплощение актера — вершина актерского мастерства. Искусство перевоплощения в игре выдающихся театральных актеров. Искусство режиссуры. Режиссер — профессия XX в. Основные задачи режиссера и его роль в создании театрального спектакля. В. И. Немирович-Данченко об искусстве режиссера. Режиссер как интерпретатор драматургического материала. Актерская трактовка и режиссерская концепция. Сценическая история теат- ральных постановок (на примере творчества В. Э. Мейерхольда). Выдающиеся режиссеры прошлого и современности. Искусство оперы. Из истории оперного искусства. Рождение оперы как особого вида искусства. Италия — родина оперного искусства. «Дафна» и «Эвридика» Я. Пери— пролог к дальнейшему развитию оперного искусства. От drama per musica к опере-сериа и опере-буффа. Основные оперные жанры. Опера-буффа и ее национальные разновидности. Лирическая опера. Складывание национальных оперных школ. Выдающиеся реформаторы оперной сцены. Достижения отечественного и зарубежного оперного искусства. Характерные особенности современного оперного искусства (обогащение выразительных средств, изменение роли оркестра, балета и хора, новые подходы к классическому наследию, манере исполнения, смелые эксперименты в подборе репертуара, декораций и реквизита). Опера— союз музыки и театра. Синтетический характер оперы и ее место в ряду других искусств. Опера как комплексный вокально-инструментальный и музыкально-драматический жанр театрального искусства. Театральная условность в оперном и драматическом театре: общность и различия. Выразительные средства оперного искусства. Драматические функции сольных вокальных форм (арии, романса, песни, речитатива). Роль хоровых и массовых сцен в опере. Роль оркестра в воплощении авторского замысла. Увертюра. Лейтмотив. В мире танца. Из истории возникновения и развития танца. Танец — древнейший вид искусства, его роль в жизни человека. Религиозные верования как одна из причин возникновения танца. Танец в искусстве древних цивилизаций. Экспрессия танца в изобразительном искусстве. Эволюция танца в различные культурно-исторические эпохи. Взаимосвязь танцевального искусства с духовной жизнью народа и историей. Искусство хореографии и его выразительные средства. Место танца среди других искусств. Почему художественный язык танца понятен всем без перевода? Хореография. Танец и пляска, их основные различия. Условный характер искусства хореографии. ≪Живая пластика≫ человеческого тела как основной материал для создания танцевального образа. Жест и ритм — важнейшие элементы танца. Многообразие искусства хореографии. Основные виды танца. Классический танец и его разновидности. Эстрадный танец и танец модерн. Бальные и характерные танцы. Эмоциональное воздействие хореографического искусства на зрителей. Страна волшебная — балет. Из истории балетного искусства. Возникновение балета в эпоху Возрождения, следование традициям итальянской комедии дель арте. Первые балеты и исполнители. Причины расхождения танцевального и балетного искусства. Смена стилей и направлений в истории балета. Ж. Новер — выдающийся реформатор балетного искусства. Развитие национальных традиций в искусстве балета. Из истории русского балета. От дивертисмента к современному балетному спектаклю. Пути развития современного балетного искусства. Выдающиеся деятели балетного искусства. Выразительные возможности балета. 17 Балет как вид музыкально-театрального искусства, воплощенного в хореографических образах. Что и как можно выразить на языке балета? Единство танца и пантомимы, музыки и поэзии, скульптуры и пластики движений, живописных построений кордебалета и элементов декоративности. Классический танец— основа балетного искусства. Сочетание танцевальных движений Античности, элементов придворного этикета, народных танцевальных движений, пластических мотивов живой природы. Адажио и аллегро — основные формы классического танца. Роль поэтической метафоры и обобщения в создании художественного образа классического танца. Искусство кинематографа. Первые шаги кинематографа. Кинематограф — искусство, рожденное научно-технической революцией. День рождения десятой музы — Кино (открытие братьев Люмьер). Мировой и отечественный кинематограф: имена и открытия. История кинематографа: от Великого немого до современного кино. Средства выразительности кино. Специфика киноязыка. Кино — искусство кадра и монтажа, плана и ракурса. Искусство, объединяющее изображение, звук (слова, музыку) и действие. Временное и пространственное измерение экрана (на примере известных киношедевров). Ритм, цвет и свет в киноискусстве. Обогащение кино средствами традиционных и новейших искусств (телевидение, видео, компьютерная графика). Кино в диалоге искусств. Синтетическая природа кинематографаи особенности его взаимодействия с другими искусствами. Фотографическая природа кино. От ≪живых фотографий≫ немого кино к впечатлениям современного зрителя. Живопись и кинематограф. Музыка как постоянный спутник кинематографа. Театр и кино: общее и различия. Новые технологии и горизонты современного киноискусства. Будущее кинематографа. Фильмы разные нужны... Виды кинематографа. Жанровое разнообразие кино. Художественное (игровое) и документальное (неигровое) кино: общее и принципиальные различия. Сюжет — основа игрового кино. Документальное кино как средство массовой информации и вид кинематографа, основанный на съемках реальных событий. Создание кинохроники, ее основные образы и сюжеты. Выдающиеся мастера документального кино. Жанры документального кино: публицистическое, научно-популярное и учебное (образовательное). Анимационное (мультипликационное) кино, егорисованные, живописные или кукольные образы. ≪Герои≫ мультипликации. Использование принципа покадровой съемки. Новейшие технологии анимации. Шедевры мировой мультипликации. Многообразие жанров игрового кино. Становление жанров игрового кино. Сложность жанровой классификации кино и ее основные принципы. Эпические, лирические и драматические жанры. Традиционные жанры (эпопея, роман, повесть, драма и мелодрама, трагедия, комедия и трагикомедия, исторический и приключенческий фильм). Популярные жанры современного кино (фэнтэзи, детектив, фильм ужасов, фильм-катастрофа, триллер, боевик или фильм действия (экшн), вестерн, мюзикл, ≪мыльная опера≫). Шедевры отечественного и зарубежного игрового кино. Экранные искусства: телевидение, видео. Свойства телевидения и его выразительные возможности. Экранные искусства — важнейшие средства массовой информации. Синтетическая природа экранных искусств. Телевидение, история его возникновения и этапы развития. Эфирное, кабельное и спутниковое телевещание. Основные свойства телевидения: импровизационность, эффект присутствия, закон непосредственных человеческих контактов, документальность. Кинематограф и телевидение. Система выразительных средств малого экрана. Роль режиссера на ТВ. Современное телевидение и его образовательный потенциал(интеллектуальное и художественно-творческое развитие, культурный досуг). Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объема. Возможности цифрового телевидения и телевидения высокой четкости. Интернет-телеви-дение. Основные циклы телевизионных передач:информационные и общественно-политические, художественные и публицистические, научно-популярные и учебно-познавательные, спортивные, детские и развлекательные. Феномен многосерийных телевизионных фильмов. Наши любимые телесериалы. Эстетическое воздействие телевидения на человека. Мир видеоискусства. 18 Основные направления видеоискусства: рекламная, музыкальная и событийная видеография. Жанры видео: видеоклипы, видеофильмы, рекламные видеоролики. Специфика создания, связь с киноискусством. Постановочные, анимационные и информационные рекламные видеоролики. Последние достижения видеоарта. Любимая видеотека. Будущее экранных искусств. Мультимедийное искусство. Виды компьютерного искусства. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Компьютер как инструмент художника. Виды мультимедийного искусства: компьютерная графика, компьютерная анимация, компьютерная музыка, интерактивный компьютерный перформанс. Компьютерная графика, ее использование в полиграфической промышленности, рекламном бизнесе, кино, заставках телепрограмм и видеоклипах. Компьютерная графика и архитектурное проектирование. Компьютерная анимация — искусство создания движущихся изображений. Синтетическая природа компьютерной анимации. Специфика создания трехмерных анимационных фильмов. Процесс создания компьютерной музыки. Компьютер как музыкальный инструмент, интерпретатор, импровизатор и сочинитель музыки на основе программных алгоритмов. Интерактивный перформанс как произвольное и творческое использование технических возможностей компьютера. Активное участие пользователя в процессе создания виртуальной реальности. Web-дизайн. Интернет-сайты как образец нового направления творческой деятельности. Компьютерные технологии в руках художника. Цифровые компьютерные технологии — бесценный ресурс для медиа-художников и людей, занимающихся искусством. Возможность самовыражения, творческого поиска, мгновенной фиксации меняющихся мыслей, образов и ассоциаций. Наиболее популярные компьютерные программы на службе у художников. Интерфейс как аналог мастерской художника (фотографа, живописца-графика, дизайнера). Преимущества компьютера в цифровой живописи, литературном творчестве, создании фильмов. Основные направления в развитии современного компьютерного искусства. Может ли компьютер заменить человека в художественном творчестве? Компьютерные игры, их особая популярность и зрелищность. Зрелищные искусства: цирк и эстрада. В мире циркового искусства. Зрелищные искусства и их характерные отличия. Синтетический характер зрелищных искусств и их рольлищ. Цирк как одно из древнейших искусств. Развитие цирковых жанров от Античности до наших дней. Объединяющее начало циркового искусства. Цирк в содружестве с другими искусствами. Новейшие достижения современного циркового искусства. Цирковое искусство — синтез клоунады, акробатики, эквилибристики, дрессуры, музыкальной эксцентрики и иллюзионизма. ≪Звезды≫ манежа. Искусство эстрады. Эстрада как вид искусства, его происхождение. Разнообразие выразительных средств эстрады. Использование малых форм драматургии, вокального и драматического искусства, музыки, хореографии, цирка. Объединяющая роль конферанса или несложного сюжета в создании эстрадных шоу-программ и концертов. Артист эстрады как создатель ярких и незабываемых сценических образов (на примере творчества выдающихся мастеров). Современные тенденции развития эстрадного искусства. II. «ПОД СЕНЬЮ ДРУЖНЫХ МУЗ» (9 ч.) Изобразительные искусства в семье муз. Содружество изобразительных искусств. Живопись и графика. Созерцательность живописи и драматизм скульптуры. Роль цвета в скульптуре и живописи. Художественная близость античной скульптуры и живописи (раскраска статуй, пластичность героев в вазописи). Культ пластики в живописи Ренессанса. ≪Скульптурная≫ живопись О. Домье. Союз живописи и скульптуры с декоративно-прикладным искусством. Изобразительные искусства и фотография. Живопись, графика, скульптура и художественная фотография, их сходство и различия. Воздействие живописи на искусство фотографии. Освоение фотохудожниками метафорического языка живописи. Изобразительные искусства и танец: общее и различия. Пластика как объединяющее начало между этими искусствами. Экспрессия танца в изобразительном искусстве Античности. Пластический язык изобразительного искусства рубежа 19 XIX—XX вв. (на примере абстрактного искусства). Сценический танец Айседоры Дункан: единство музыки и хореографии, сходство с греческой скульптурой. ≪Ожившие скульптуры≫ В. Ф. Нижинского. Художник в театре и кино. Искусство сценографии. Основные компоненты театральнодекорационного искусства: декорации, костюмы, грим, бутафория, реквизит. Использо- вание аудио-, видео- и компьютерных технологий. Изобрази- тельная режиссура спектакля. Из истории театрально-декорационного искусства, основные этапы его развития. Выдающиеся мастера театрально-декорационного искусства. Зависимость изобразительного решения спектакля от вида и жанра театрального искусства. Особенности декораций в драматическом, музыкальном и кукольном театре. Процесс создания художественного оформления спектакля: от эскизов и макетов к окончатель-ному решению. Богатейшая палитра современной системы художественного оформления спектакля. Театральный художник, его особая роль в создании выразительного художественного образа спектакля. Художник-сценограф как интерпретатор авторского замысла и главной идеи спектакля. Роль художника-осветителя в создании сценического образа. Художники по костюмам, декораторы, бутафоры, гримеры и постижеры. Художник кино и его творческое содружество с автором литературного сценария, режиссером и оператором. Основные этапы становления профессии художника-постановщика как создателя пространственной среды фильма, его роль в создании визуального и художественного образа кинофильма (на примере творчества выдающихся мастеров). Кино-декорации, их отличие от театральных. Павильонные декорации и натура. Выдающиеся художники кино. Архитектура среди других искусств. Архитектура и изобразительные искусства. Союз архитектуры и скульптуры в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. Статуя в гробнице фараона и в античном храме. Значение монументальной скульптуры в архитектурном оформлении пространства (колонна Траяна и конные памятники Древнего Рима). Скульптура как конструктивный архитектурный элемент (атланты, кариатиды). Сближение архитектуры с монументальной живописью. Готический собор как синтез изобразительных искусств и архитектуры. Познавательная, художественная и архитектоническая функция скульптуры в готическом храме. Живопись в архитектуре барокко, стремление к полному взаимопроникновению внутреннего и внешнего пространства. «Живопись, поглотившая архитектуру» в творчестве мексиканских художников-монументалистов (Д. Ривера, А. Сикейрос). Архитектура — «застывшая музыка», «каменная симфония», «музыка в камне». Музыка форм и линий (на примере шедевров мирового зодчества). Содружество искусств и литература. «Слова и краски издавна в родстве…» Литература — универсальная форма эстетического познания и освоения мира. Литература и живопись. «Живописность» литературы и «повествовательность» живописи. Конкретность живописи и абстрактность слова. Феномен китайской и японской живописи. Способы создания художественного образа в живописи и литературе. Поэты-художники в истории мирового искусства. Графика — «самая литературная живопись». Особенности трактовки литературных образов в произведениях книжной графики. Мастера и шедевры книжной иллюстрации. «Стань музыкою, слово…» Общность поэзии и музыки (ритмическая организация, паузы, рифмы, звукопись). Способность передавать в звуке и слове эмоциональное состояние человека. Особенности воплощения вечных проблем в музыке и литературе. Музыкальные страницы литературных произведений. Музыкально-поэтические жанры. Поэты-музыканты. Литература, театр и кинематограф. Литературная пьеса — основа драматического спектакля. Специфика развития действия в литературном произведении и театральном спектакле. Лучшие театральные постановки последних лет. «Кино — видимая литература». Любимые экранизации художественной классики. Музыка в семье муз. Музыка и изобразительные искусства. Музыка и живопись. Искусство «видеть» музыку и «слышать» живопись. Музыка, звучащая с полотен художников. «Музыкальность» живописи (на примере интерпретации музыки изобразительными средствами). Колорит и ритм — музыкальное начало живописи. Изобразительные и музыкальные эксперименты в творчестве известных художников. Передача лирического чувства колористическими и ритмическими средствами. «Живописная» музыка. Музыка — душа танца. 20 Музыка — «невидимый танец», танец — «немая музыка». Особенности восприятия музыки и танца в искусстве древних цивилизаций. Своеобразие национальных традиций в танцевальной музыке народов мира. Роль ритмического рисунка танца в формировании танцевальных музыкальных жанров. Специфика инструментального звучания и особенности ее воздействия на музыкальный облик танца. Музыка и хореография в балетном и оперном спектакле. Композитор в театре и кино. Задачи композитора в театральном спектакле. Роль композитора в создании сценического и кинематографического образов. Музыка как средство создания эмоциональной атмосферы театрального спектакля и кинофильма. Музыкальная тема как лейтмотив или фон драматического спектакля и кинофильма, важнейшее средство раскрытия внутреннего мира героев. Единство драматического действия и музыки. Создание комического или трагического эффекта средствами музыки. Любимые мелодии театральных спектаклей (по выбору). Зачем нужна музыка в фильме. Музыка кинофильма — ключ к раскрытию его художественного содержания и авторского замысла Иллюстративный характер киномузыки на ранних этапах становления и развития кинематографа. Музыка как элемент кинематографической полифонии. Содружество ре- жиссера и композитора. Мастера отечественной музыкальной комедии. Жанр киномюзикла в отечественном и зарубежном кинематографе. Любимые мелодии отечественного кино и их создатели. Саундтреки к популярным отечественным и зарубежным фильмам. Когда опера превращается в спектакль. Творцы оперного спектакля. Синтез в оперном спектакле. Содружество композитора и дирижера, режиссера и актеров-исполнителей, писателя и художника, хормейстера, балетмейстера и концертмейстера в создании оперного спектакля. Роль композитора, создающего музыку по законам театральной драматургии. Специфика и природа оперной музыки, ее отличие от концертной музыки. Требования к написанию либретто. Опера и ее литературный первоисточник. Обращение к шедеврам мировой литературной классики. Исторический роман и опера (на примере творчества М. П. Мусоргского). Органическое слияние музыки, пения и танца в оперном спектакле. Роль художника в оформлении оперного спектакля: от знакомства с либретто — к эскизам, изготовлению макетов и декораций. Специфика декораций в оперном спектакле. Сценография современной оперы. Основные функции дирижера и организация его работы с оркестром. Роль режиссера и актера в опере. Музыкальная драматургия оперного спектакля. Музыкальный драматург (режиссер) и его роль в организации сценического действия (анализ оперной партитуры, создание концепции оперного спектакля, сочинение мизансцен, определение стилистики, назначение актеров- исполнителей и работа с ними, обсуждение эскизов декораций с художником-оформителем, организация репетиций). Оперный и драматический актер, черты сходства и отличия. Певческий голос актера — инструмент, воспроизводящий музыку. Роль пластики и дикции в актерском исполнении. Выдающиеся оперные певцы. Создание балетного спектакля. И рождается чудо спектакля… Балетный спектакль — содружество танца и пантомимы, музыки и драмы, актерского мастерства, литературы, скульптуры и живописи. Драматургия балетного спектакля. Балет и литература. Либретто — словесный эскиз будущего спектакля, его роль в определении главной идеи, сюжета и характеров героев. Шедевры мировой литератур- ной классики в балете. Музыка — душа танца, важнейшее средство создания балетного образа. Балет и изобразительное искусство. «Жизнь в танце» исполнителей балета. Музыка красок в балетном спектакле. Выдающиеся хореографы современности. Роль актера (танцовщика) в воплощении сценического замысла. «Петрушка» — шедевр балетного искусства, пример синтеза искусств. Специфика балета: отсутствие литературного, живописного и музыкального первоисточника. Идея авторского замысла и ее оригинальное воплощение в русских народных традициях (С. П. Дягилев). Характерные особенности музыки и хореографии спектакля и их новаторский характер (И. Ф. Стравинский и М. М. Фокин). Создание живописного образа спектакля (А. Н. Бенуа). Актерское мастерство главных исполнителей (Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский, А. А. Орлов). «Петрушка» — признанная классика мирового балетного искусства. 21 На премьере в драматическом театре. Искусство быть зрителем. Театральный зритель — не пассивный созерцатель, а полноправный участник сценического действия, его соавтор, критик и активный художник. Особенности взаимоотношений театра и публики. Режиссер на репетиции. Режиссерский замысел и основные этапы его воплощения. Драматургический конфликт — основа сценического действия. Определение сути конфликта — начало работы режиссера над постановкой спектакля. Создание актерского коллектива, совместные поиски оригинальных трактовок в решении сценических образов. Роль репетиций в создании слаженного коллектива и наиболее полного воплощения авторского замысла. Репетиции знаменитых мастеров режиссуры. Мастерство создания мизансцен. Постановка массовых сцен. Генеральная репетиция спектакля. Премьера драматического спектакля — итог плодотворной деятельности, праздник для всего театрального коллектива. Любимые драматические постановки. Как снимается кинофильм. К экрану путь нелегок и нескор... Кинофильм — результат творческих усилий большого коллектива его создателей. Основные этапы работы над фильмом: подготовительный, съемочный, монтажный, монтажно-тонировочный. Продюсер и его роль в создании кино- фильма (участие в организации финансирования, подборе творческого коллектива, решении вопросов о размещении рекламы и будущем прокате). Роль сценариста в создании кинофильма. Рабочий сценарий, отражение в нем характеров и взаимоотношений героев, общей атмосферы и настроения фильма. Рабочий сценарий в творческом преломлении режиссера, художника, оператора и актера. Выбор натуры для съемок, подбор актеров и проведение кинопроб. На съемочной площадке. Кинорежиссер — создатель и организатор единого художественного процесса. Содружество режиссера и сценариста, создание режиссерского сценария (покадровая запись съемок, определение метража каждой сцены, характера освещения, особенностей работы оператора). Мастерство кинооператора в создании фильма. Выбор съемочной техники и ракурсов, технологии создания специальных эффектов. Изобразительное искусство — источник операторского мастерства. Живописные основы создания кадра. Особенности съемки на натуре и в павильоне с декорациями. Художественные средства выразительности: неожиданный ракурс, укрупнение детали, специальное освещение. Слагаемые актерского мастерства. Специфика работы актера в кино. Особенности съемки трюковых сцен и роль каскадеров в процессе съемок фильма. Использование спецэффектов. «Звезды» мирового кинематографа. Монтаж и озвучивание фильма. Роль монтажера в определении порядка следования кадров и их продолжительности, отборе дублей и поиске оптимальных ритмических решений фильма. Специфика современного компьютерного монтажа и его вырази- тельные возможности. Определение метража будущей картины. Особенности тонировки (озвучивания) картины. Роль звукооператора в создании фонограмм (диалогов, музыкального фона, шумовых эффектов) будущего фильма. Продвижение фильма к зрителю (промоушн), организация и проведение рекламной кампании. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 3. ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По предмету «Мировая художественная культура» 9 КЛАСС (18 ч. (0,5 ч. в неделю)) Кол-во Разделы. Тема урока часов Пространственно-временные виды искусства 1 Азбука театра 1 Актер и режиссер в театре 1 Искусство оперы 1 В мире танца 1 Страна волшебная — балет 1 «Искусство кино», «Фильмы разные нужны», «Экранные искусства» 1 Мультимедийное искусство 1 Зрелищные искусства: цирк и эстрада 1 Изобразительные искусства в семье муз 1 22 № п/п 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Разделы. Тема урока Изобразительные искусства в семье муз Художник в театре и кино. Как снимается кинофильм Архитектура среди других искусств Содружество искусств и литература Музыка в семье муз. Композитор в театре и кино Когда опера превращается в спектакль В чудесном мире балетного спектакля. На премьере в драматическом театре. Взаимодействие искусств в будущем. Заключительный урок ИТОГО 4. Критерии оценки знаний и умений учащихся: Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 18 оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для учащегося, оценка должна выполнять стимулирующую функцию, оценка должна быть всесторонней. При оценке знаний нужно учитывать: объем знаний по учебному предмету, понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом, степень систематизации и глубины знаний, действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач. При оценке навыков и умений учитываются: содержание навыков и умений, точность, прочность, гибкость навыков и умений, возможность применять навыки и умения на практике, наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу. Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов: активность участия; умение собеседника прочувствовать суть вопроса; искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность; самостоятельность; оригинальность суждений. Критерии и система оценки творческой работы: область творчества; степень творчества; уровень самостоятельности; степень оригинальности; степень отличия от своих предыдущих работ. «Отлично» – ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро). «Хорошо» – ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно. «Удовлетворительно» – ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно 23 четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы. «Неудовлетворительно» – ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы. Проверка сформированности универсальных учебных действий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В курсе используется текущий, периодический и итоговый контроль. 5. Контрольно-измерительные материалы В процессе изучения учебного материала запланировало проведения 4 контрольных работ в форме тестовой работы. Контрольные работы рассчитаны на один учебный урок. Для составления КИМ используются материалы пособий: Г. И. Данилова, Искусство : 8-9 класс : методическое пособие к учебнику Г. И. Даниловой / Г. И. Данилова. — М. : Дрофа, 2017. — 287 с. 24 25