01.09.2019
Организация работы по раннему выявлению, профилактике
неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними
МКВСОУ «ВСОШ «4» ГО Дегтярск
- по раннему выявлению, профилактике неблагополучия в семьях и фактов
жестокого обращения с несовершеннолетними;
- по своевременному информированию Комиссии о фактах неблагополучия,
жестокого обращения с несовершеннолетними, употребления обучающимися алкоголя,
наркотиков и одурманивающих веществ.
Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются
меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или
иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи. Чем раньше будут
выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет
организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения
жестокого обращения с детьми в семье.
Работа педагогов школы с
обучающимися и их семьями строится на основе Международной Конвенции ООН о
правах ребенка (от 05.12.1989г.), Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, ФЗ №120
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних».
Главной задачей в решении вопросов ранней профилактики жестокости и насилия
– не только планомерная информационная работа с родителями, но и
просветительская работа с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в
поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним,
возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
На заседаниях ШМО классных руководителей проводятся обучающие семинары для
педагогического коллектива: «Педагогика поддержки ребенка: взаимодействие
школы, семьи и социума по профилактике девиантного поведения обучающихся»,
«Конструктивное партнерство школы и семьи», «Совершенствование
воспитательно-профилактической работы».
Работа ОУ по раннему выявлению, профилактики неблагополучия в семьях и
фактов жестокого обращения с несовершеннолетними состоит из комплекса
мероприятий информационно-просветительского характера: организацию
информационно-разъяснительных кампаний по защите прав детей, ненасильственных
отношений; участие и проведение различных акций, мероприятий и праздников,
направленных на формирование у обучающихся адекватных представлений о правах
человека и правилах
поведения в опасных ситуациях, стремления к ЗОЖ.
Традиционно в школе проходят месячники и декады: по правовым знаниям «Я и
закон», по здоровому образу жизни «Здоровье – это здорово!», «Здоровые дети в
здоровой семье». Эти мероприятия проводятся в форме классных часов, викторин,
спортивных игр с привлечением родителей, что способствует сплочению детского и
родительского коллективов. Ежемесячно запланированы классные мероприятия,
направленные на формирование толерантного сознания у подростков. Администрация
школы проводит общешкольные родительские собрания с приглашением медицинских
работников, инспекторов ОДН, специалистов наркоконтроля. А так же проходят
тематические классные родительские собрания с использованием интерактивных
методов проведения, это позволяет решить несколько социально-педагогических и
психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят
родителей в активную позицию. Классные руководители предлагают родителям работу
в мини-группах, деловые, ролевые, имитационные игры и др. Например в 9 классе
прошло родительское собрание совместно с обучающимися «Мы и конфликты». Ребята
с родителями дали определение понятию конфликт, выяснили, по каким причинам
происходят конфликты, попытались найти пути выхода из конфликтных ситуаций. Это
помогло детям и родителям лучше понять друг друга.
Организация на базе МКВСОУ «ВСОШ №4» просветительских и образовательных
мероприятий с привлечением всех субъектов профилактики для детей и родителей
(лиц, их заменяющих) дает возможность:
- повысить правовую грамотность несовершеннолетних в вопросах защиты своих
прав;
- ознакомить родителей с правовыми аспектами защиты прав детей;
- наладить систематическую работу с родителями по обучению навыкам
ответственного родительства с отказом от насильственных методов воспитания;
- привлечь внимание общества к вопросам предотвращения жестокого обращения
с детьми;
- отработать механизм информирования населения по вопросам противодействия
жестокому обращению с детьми;
- наладить взаимодействие с общественными организациями, молодежными
объединениями и т. д. в вопросах противодействия жестокому обращению с детьми.
В МКВСОУ «ВСОШ №4» разработан алгоритм действий специалистов по раннему
выявлению и профилактике неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с
несовершеннолетними:
1.Специалисты ОУ должны обращать внимание на особенности в поведении
ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по
отношении к нему:
- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
- не ухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность
ребенка;
- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному
возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с
другими детьми);
- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью
определенного взрослого;
- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном
приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
- чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого,
гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
- обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;
- повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к
другим детям;
- обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или
плохих оценок, боязнь идти домой;
- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей,
не стремиться домой после школы.
Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут
проявлять жесткость по отношению к ребенку:
- в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
- на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в школе реагируют холодно
либо очень бурно и эмоционально;
- часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного
учреждения, в другое.
- запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;
- необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской
помощью;
- противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном
времяпрепровождении;
- объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами,
физическими травмами;
- родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;
- родители не знают друзей ребенка.
2. В случае подозрения на жестокое обращение с ребенком родителей (или
законных представителей) специалисты образовательного учреждения должны
предпринять следующие меры:
- необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его
поведением, а замеченные отклонения заносить в дневник наблюдения.
- в случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко
обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы
воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д.,
осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания
несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями
(или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою
озабоченность его поведением в образовательном учреждении).
В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:
- предположение о факте жестокого обращения подтверждается (не подтверждается);
- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения
специалистов всех субъектов профилактики.
3. При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя
(или законного представителя), необходимо:
- немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю ОУ о
выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
- руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по
телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном
случае жестокого обращения с ребенком в ТКДН и ЗП, отделение соц. защиты для проведения обследования условий жизни и
воспитания ребенка.
4. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от
жестокого обращения:
- совместно с заинтересованными службами города (медицинскими работниками,
психологами, специалистами по социальной работе, педагогами) разрабатывается
план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в
течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения),
включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого
обращения;
- в ТКДН и ЗП, отделение соц. защиты направляется информация о рассмотрении
вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с
действующим законодательством.
В своей работе специалисты ОУ используют следующие технологии раннего
выявления семейного неблагополучия и работы со «случаем»:
Семейно-ориентированный подход - признан наиболее эффективным, так как в
фокусе внимания специалистов оказывается не только ребенок, но и семья, ее
окружение и среда. Этот подход обеспечивает работу с собственными ресурсами
всех членов семьи и людей, ее окружающих. Семейно-ориентированный подход
требует объединения усилий и совместной работы специалистов разного профиля для
эффективного решения задач по реабилитации семьи.
Межведомственный (междисциплинарный) подход - понимается как совместная работа
специалистов, представляющих различные сферы и области знания, составляющих
единую команду с распределением ролей и функций каждого участника работы.
Комплексный подход - базируется на всестороннем рассмотрении случая
нарушения прав ребенка и семейного неблагополучия с учетом индивидуальных
особенностей, истории семьи, факторов риска и ресурсов семьи и привлечении к
совместной работе с семьей и ребенком всех необходимых специалистов и оказании
семье необходимого комплекса реабилитационных услуг.
Субъект - субъектный (партнерский) подход - предполагает, что семья
принимается как полноценный партнер во всех стадиях работы со случаем: с
момента установления контакта и расследования, до закрытия случая.