Организация работы по раннему выявлению, профилактике неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними

01.09.2019

Организация работы по раннему выявлению, профилактике неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними

 МКВСОУ «ВСОШ «4» ГО Дегтярск 

- по раннему выявлению, профилактике неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними;

- по своевременному информированию Комиссии о фактах неблагополучия, жестокого обращения с несовершеннолетними, употребления обучающимися алкоголя, наркотиков и одурманивающих веществ.

Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье.

Работа педагогов  школы с обучающимися и их семьями строится на основе Международной Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.), Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Главной задачей в решении вопросов ранней профилактики жестокости и насилия – не только планомерная информационная работа с родителями, но и просветительская работа с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

На заседаниях ШМО классных руководителей проводятся обучающие семинары для педагогического коллектива: «Педагогика поддержки ребенка: взаимодействие школы, семьи и социума по профилактике девиантного поведения обучающихся», «Конструктивное партнерство школы и семьи», «Совершенствование воспитательно-профилактической работы».

Работа ОУ по раннему выявлению, профилактики неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними состоит из комплекса мероприятий информационно-просветительского характера: организацию информационно-разъяснительных кампаний по защите прав детей, ненасильственных отношений; участие и проведение различных акций, мероприятий и праздников, направленных на формирование у обучающихся адекватных представлений о правах человека и правилах

поведения в опасных ситуациях, стремления к ЗОЖ.

Традиционно в школе проходят месячники и декады: по правовым знаниям «Я и закон», по здоровому образу жизни «Здоровье – это здорово!», «Здоровые дети в здоровой семье». Эти мероприятия проводятся в форме классных часов, викторин, спортивных игр с привлечением родителей, что способствует сплочению детского и родительского коллективов. Ежемесячно запланированы классные мероприятия, направленные на формирование толерантного сознания у подростков. Администрация школы проводит общешкольные родительские собрания с приглашением медицинских работников, инспекторов ОДН, специалистов наркоконтроля. А так же проходят тематические классные родительские собрания с использованием интерактивных методов проведения, это позволяет решить несколько социально-педагогических и психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. Классные руководители предлагают родителям работу в мини-группах, деловые, ролевые, имитационные игры и др. Например в 9 классе прошло родительское собрание совместно с обучающимися «Мы и конфликты». Ребята с родителями дали определение понятию конфликт, выяснили, по каким причинам происходят конфликты, попытались найти пути выхода из конфликтных ситуаций. Это помогло детям и родителям лучше понять друг друга.

Организация на базе МКВСОУ «ВСОШ №4» просветительских и образовательных мероприятий с привлечением всех субъектов профилактики для детей и родителей (лиц, их заменяющих) дает возможность:

- повысить правовую грамотность несовершеннолетних в вопросах защиты своих прав;

- ознакомить родителей с правовыми аспектами защиты прав детей;

- наладить систематическую работу с родителями по обучению навыкам ответственного родительства с отказом от насильственных методов воспитания;

- привлечь внимание общества к вопросам предотвращения жестокого обращения с детьми;

- отработать механизм информирования населения по вопросам противодействия жестокому обращению с детьми;

- наладить взаимодействие с общественными организациями, молодежными объединениями и т. д. в вопросах противодействия жестокому обращению с детьми.

В МКВСОУ «ВСОШ №4» разработан алгоритм действий специалистов по раннему выявлению и профилактике неблагополучия в семьях и фактов жестокого обращения с несовершеннолетними:

1.Специалисты ОУ должны обращать внимание на особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:

- психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

- не ухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

- изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

- проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

- повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

- враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

- судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

- чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;Хочу такой сайт

- обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;

- повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям;

- обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;

- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.

Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:

- в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;

- на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в школе реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;

- часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного учреждения, в другое.

- запрет родителей на осмотр ребенка в образовательном учреждении;

- необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за меди­цинской помощью;

- противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;

- объяснения о состоянии ребенка не несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;

- родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;

- родители не знают друзей ребенка.

2. В случае подозрения на жестокое обращение с ребенком родителей (или законных представителей) специалисты образовательного учреждения должны предпринять следующие меры:

- необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения заносить в дневник наблюдения.

- в случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д., осуществить выход в семью ребенка (изучить условия проживания несовершеннолетнего, установить контакты с семьей, побеседовать с родителями (или законными представителями), близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в образовательном учреждении).

В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:

- предположение о факте жестокого обращения подтверждается (не подтверждается);

- решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов всех субъектов профилактики.

3. При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя), необходимо:

- немедленно направить информацию (в письменной форме) руководителю ОУ о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

- руководитель образовательного учреждения незамедлительно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в ТКДН и ЗП, отделение соц. защиты  для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

4. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения:

- совместно с заинтересованными службами города (медицинскими работниками, психологами, специалистами по социальной работе, педагогами) разрабатывается план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;

- в ТКДН и ЗП, отделение соц. защиты направляется информация о рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

В своей работе специалисты ОУ используют следующие технологии раннего выявления семейного неблагополучия и работы со «случаем»:

Семейно-ориентированный подход - признан наиболее эффективным, так как в фокусе внимания специалистов оказывается не только ребенок, но и семья, ее окружение и среда. Этот подход обеспечивает работу с собственными ресурсами всех членов семьи и людей, ее окружающих. Семейно-ориентированный подход требует объединения усилий и совместной работы специалистов разного профиля для эффективного решения задач по реабилитации семьи.

Межведомственный (междисциплинарный) подход - понимается как совместная работа специалистов, представляющих различные сферы и области знания, составляющих единую команду с распределением ролей и функций каждого участника работы.

Комплексный подход - базируется на всестороннем рассмотрении случая нарушения прав ребенка и семейного неблагополучия с учетом индивидуальных особенностей, истории семьи, факторов риска и ресурсов семьи и привлечении к совместной работе с семьей и ребенком всех необходимых специалистов и оказании семье необходимого комплекса реабилитационных услуг.

Субъект - субъектный (партнерский) подход - предполагает, что семья принимается как полноценный партнер во всех стадиях работы со случаем: с момента установления контакта и расследования, до закрытия случая.

Наверх

Неделя БДД

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».